«Дождались!» – радостно говорит Елена Мельникова, высыпая в мусорное ведро куски штукатурки из тазика. Пластмассовый таз стоит на кухне уже пять месяцев для того, чтобы в него падали обломки штукатурки, отваливающиеся от потолка. Еще таз служит для трехлетней Ксюши Мельниковой обозначением опасной зоны, куда нельзя заходить.
Теперь таз можно выкинуть. Несколько дней назад семье Мельниковых сообщили, что после Нового года они станут новоселами. Дома в поселке Понтонный на улице Товпеко и в Фанерном переулке признали аварийными. Администрация района расселяет всех в поселок Металлострой, на Садовую улицу. Елена уже потихоньку упаковывает вещи. Каждый день дома становится все больше пакетов и коробок. «Вы даже не представляете, как мы рады, что у нас будет новая двухкомнатная квартира, – не скрывает восторга Елена. – У нас не только потолок такой, у нас и полы все сгнившие, да и XXI век на дворе, а мы до сих пор воду на плите греем, чтобы помыться».
Деревянные дома, которые решила расселить администрация, имеют паровое отопление. В трубах только холодная вода. Ванной комнаты не предусмотрено, зато есть туалет. «Вот смешно, но мы стараемся лишний раз туда не ходить: пол так перекосило, что, глядишь, наш унитаз выпадет на голову соседям с первого этажа», – смеется Надежда, соседка Елены Мельниковой????. Вместе с сыном она занимает в коммунальной квартире две комнаты. В Металлострое Надежда получит двухкомнатную квартиру. «Скорей бы уже, а то холода наступят, у нас опять все трубы перемерзнут, без холодной воды останемся», – причитает Надежда, прикрывая сверху стиральную машину-автомат толстым куском пенопласта. Над ней грозно свисает балка, оставшаяся от печи. Надежда счастлива: «Есть те, кому на два метра меньше дали квартиры, и они недовольны, а вот мы с сыном рады. В наше время ведь нереально квартиру купить».
Семья Надежды Хариной собирает вещи без особого энтузиазма. Они живут в трехкомнатной квартире с дочкой и семьей сына. С потолка тоже валится штукатурка, соседнее парадное выгорело, и теперь по ночам там орудуют бомжи, но Надежда, тем не менее, не спешит радоваться. «Могли бы нам и две квартиры дать. У нас же дети взрослые, – обиженно говорит Надежда. – Мы 21 год в очереди простояли, всю жизнь на заводе отработали и налоги платили».
Молодой человек из соседнего дома, не пожелавший назвать свое имя, услышав слова Надежды, возразил: «Да вы посмотрите на эти дома, они на днях развалятся, и нас с вами завалит так, что никого не найдут». В соседнем доме торец жилища на первом этаже на грани того, что содержимое квартиры вот-вот вывалится на улицу. Когда смотришь на него сбоку, создается впечатление, что внутри кто-то сильно прижал в стене диван. «Нам эти дома в таком состоянии и достались. Поэтому сразу, как нам передал их фанерный комбинат в 2003 году, мы начали хлопотать об их обследовании», – рассказывает Николай Зенин, начальник жилищного отдела администрации Колпинского района.
43 дома довоенной постройки обследовала экспертно-строительная комиссия, которая и признала 2 дома аварийными, подлежащими немедленному расселению, а 26 ветхими, но не пригодными для ремонта. В 2004 году районная администрация обратилась в жилищный комитет с просьбой включить дома в программу по расселению ветхого аварийного фонда. Сейчас в Понтонном проживает 278 семей – это 750 человек. Новый дом на Садовой, в котором все эти семьи из Понтонного скоро будут праздновать новоселье, уже принят государственной комиссией. Теперь комитет по строительству правительства Петербурга должен лишь зарегистрировать его в федеральной регистрационной службе.
Те, кто доволен переездом, видят в перемене места жительства только плюсы. К примеру, Мельниковы уже поняли, что ездить в Петербург из Металлостроя им будет гораздо проще, чем из Понтонного. Варианта три: 15 минут езды до станции метро «Рыбацкое», 5 минут пешком до платформы с электричками и столько же до Петрозаводского шоссе, где останавливаются маршрутки и автобусы. А пока Елена Мельникова пакует вещи и грезит новой квартирой с отдельной ванной комнатой, а трехлетняя Ксюша, обходя злополучный таз со штукатуркой, наряжает елку. Новый год Мельниковы встретят в старой квартире, а жить в Новом году будут в новой.