КАРАНДАШ. Все рисованные мультфильмы до сих пор делают при помощи карандаша. Так во всем мире. Диснеевская «Принцесса и лягушка», выпущенная два года назад, тоже нарисована карандашом. Компьютерная графика – не хуже и не лучше. Это просто другой инструмент. «Суперсемейка», например, компьютерная, чем плоха?
КРИЗИС ИДЕЙ. Сейчас на «Мельнице» в производстве «Три богатыря на дальних берегах» (выход через год), фильм «Иван Царевич и серый волк» (премьера - 29 декабря) и патриотическая история про древнюю осаду Смоленска с рабочим названием «Крепость» (выход – в 2013 году). Еще сериал «Барбоскины», в популярной сегодня 3D графике, первый сезон которого идет в «Спокойной ночи, малыши».
В этом плане двум петербургским мультипликационным студиям («Мельница» и студия «Петербург», которая снимает «Смешариков») повезло – мы работаем «прямо в эфир». Наши мультфильмы публика знает. Но, мне кажется, наблюдается кризис идей. Я всегда привожу в пример Голливуд. Там такое разнообразие современных историй – от «Корпорации монстров» до «Суперсемейки». Где они находят идеи? Поражаюсь.
Но как-то ищут люди, современно мыслят. В библиотеках американских студий со времен Уолта Диснея собирают гигантскую коллекцию литературы со всего мира, но придумывают они оригинальные истории. У нас пока сказки, фольклор – видимо, нашему зрителю они всё ещё нравятся.
Режиссеров в России худо-бедно можно найти, а талантливых сценаристов почему-то мало. Отсутствуют сильные авторы. Каждый год высшие режиссерские курсы и ВГИК выпускают драматургов, но почему-то их не видно, мы их не знаем и не знаем их работ.
Мы все время ждем сценариев. Ведь как «Алеша Попович» родился? Не из недр студии. Братья Свешниковы с Украины прислали нам сценарий по интернету. Конечно, он перерабатывался, но идея пришла извне. И на тот момент – в 2004 году - это было свежо, интересно, забавно. А сейчас нужны новые идеи.
Конь Юлий снова появится в новом фильме "Три богатыря на дальних берегах".
РЫНОК. Раньше государственный телеканал показывал государственные мультфильмы. Но однажды все треснуло, и наступил рынок - все стало частным: и производство, и прокат. Чтобы сегодня телеканал показал мультфильм, его надо купить. Иногда продюсеры просят слишком много денег, и телеканалу выгодней купить на каком-нибудь кинорынке западный мультсериал 20-летней давности и пустить его в эфир. Там оптом дешево продают давно отработанный товар и рады любым копейкам.
Гораздо дороже для телеканалов связываться со штучной продукцией. Поэтому ее вы точно не увидите. Только на фестивалях. Бывает, на канале «Культура» показывают анимационное кино - я как-то наткнулся ночью на мультфильм Вани Максимова «Ветер вдоль берега».
В России проходит всего один международный фестиваль «Мультивидение». Для сравнения: в Германии проводят до 15 фестивалей анимации. На фестивалях Россия представлена 1-3 фильмами (нас можно сравнить с ЮАР в этом смысле). В лидерах Франция (четверть всех конкурсных фильмов), на втором - Британия.
На "Мельнице" рисуют пятую часть истории про богатырей.
ПРОКАТ. Во Франции (Бронзит в 1998 году жил в Валансе и работал на студии «Фолимаж», является членом Французской кино-академии «Сезар» - прим. ред.) есть отдельные кинотеатры (их немного), которые показывают сборники анимационного кино - как французского, так и мирового - на 1,5 часа. Можно купить билет на блокбастер со Шварценнегером или на сеанс современных мультфильмов. Мы дефективные в этом плане. Почему-то в Европе не только о деньгах думают.
ПЕРСПЕКТИВА. Талантливая молодёжь у нас есть: Дарина Шмидт уже работает на студии «Мельница», ее дебют "Маленькая Василиса" - очень хорошая сказка, Полина Никифорова работает мультипликатором на 100-ом телеканале, Олеся Щукина сейчас продолжает обучение на одной из студий во Франции.
Портрет Константина Бронзита, сделанный из кадриков мультфильма "Алеша Попович и Тугарин змей". "Друзья развлекаются", - объясняет Бронзит.
ФИЛЬМ. Мой новый фильм - это драма про двух космонавтов с рабочим названием "Мы не можем жить без космоса". Саму историю я, конечно, не расскажу. Я надеюсь (так всегда думаешь), что это будет мой лучший фильм. Очень надеюсь, что через год закончу. Я вообще медленный, у меня по 2 года на мультфильм уходит, даже если он четырехминутный.
В анимации 10 минут для фильма – это много. Маленький мультик – это две минуты. Обычно за 10 минут я не «вылезал», но на этот раз мой фильм будет длиться 15 минут .
Я полтора года делал раскадровку и аниматик. Антиматик – это, грубо говоря, ожившая раскадровка. Картинки из раскадровки двигаю и смотрю, как все складывается.
ЧУЖАЯ РУКА. Герои в аниматике - схематичные персонажи. Они рождаются в другой, художественно-постановочной части. Я как раз ищу художника-постановщика. Раньше я делал все сам, а сейчас мне нужна чужая рука - моя слишком уж привычна и меня это не устраивает. Нужно, чтобы иначе все было нарисовано. Я в этом смысле «подвижный» режиссер.
КОТ. ««Почему в ваших фильмах столько котов?» - надоели с этим вопросом до ужаса. К черту котов! Я поклялся, что больше в моих фильмах котов не будет! Они мне и самому надоели - сколько можно, в каждом фильме кот!. Правда, теперь у меня дома кот есть…Появился года два назад.
АРХИВ. Я все рисунки выбрасываю, не бережлив вообще. Есть только диск с фильмами. Бывает, ко мне обращаются - а может, выставку ваших работ сделаем? А мне и дать нечего.
ОШИБКИ. Я выхожу из зала на своих фильмах. Потому что я все это слишком хорошо знаю. Я прожил жизнь, делая это кино, я знаю там каждую ворсинку. Чтобы получать удовольствие или новую информацию - нужно чужое кино смотреть, свое-то зачем?
А как раздражают ошибки! Они могут "выплыть" не сразу, а через полгода. Я до сих пор не понимаю, почему в "На краю земли" я нарисовал три овцы, а не отару. Чабан же контрабандист, продал овец и купил "Феррари"- с одной овцы на «Феррари» не уедешь. Я почему-то сделал три овцы - это ошибка. Смотрю на эти три овцы - они меня раздражают!
Еще там все персонажи говорят моим голосом. И это с горя. Я тогда работал во Франции, а где я там найду актера на русскоязычные реплики? Но более тонкий слух, например, Саши Татарского, одного из моих учителей, сразу услышал один голос. Это нехорошо.
ОСКАР. В России есть фильмы, которые лучше тех, что получали «Оскар», они просто туда не попали. Когда лучший фильм на иностранном языке получает «Оскар», это не означает, что это лучший фильм в мире за текущий год – это просто лучший из тех, которые «добрались» до конкурса. Есть правила Киноакадемии, которые надо соблюсти, чтобы на конкурс попасть. Когда я узнал о них, стало обидно, потому что каждый мой фильм начиная с 1985 года, оказывается, мог претендовать на «Оскар», а не только «Уборная история — любовная история» (фильм Бронзита, который в 2009 году был номинирован на «Оскар» - прим. ред).
Чтобы попасть на конкурс Киноакадемии, нужно либо в течение двух недель показывать фильм в кинотеатре Лос-Анджелеса или Сан-Франциско - это реально, но нужны связи - либо второй способ: нужно получить главный приз на каком-либо фестивале из списка фестивалей Киноакадемии. Я побеждал неоднократно, но не знал, что могу подавать на «Оскар» - тогда не было интернета.
Понятно, что «Оскар» - не самоцель. Но это всегда хорошо для фильма, люди начинают узнавать, интересоваться, смотреть, и это хорошо.
БОРОДА. Была такая советская традиция – режиссер не должен был бриться, пока не закончит съемки. Бред какой-то. Я ее никогда не соблюдал. А многие так делали, поэтому борода - видная часть профессии. Вот Норштейн до сих пор с бородой - 30 лет снимает кино, ему нельзя бриться (шутка).
ПРОЦЕСС. Создание мультфильмов никак не связано с весельем. Мы сидим с напряжением на лице, в келье, рисуем, закрывшись от всего мира, погружены в себя, в проект. Тут не кричишь «Мотор!», «эй, массовка, левее». Это тяжело, скучно. Со стороны вообще лишено всякой динамики. Занимаются всем этим чокнутые люди. Нормальный человек любит смотреть мультфильмы, а не делать их.
У нас анимация – по два кадра, то есть одну картинку показывают на экране два кадра. В секунду 25 кадров. Получается, что за одну секунду мультфильма на экране успевает смениться 12-13 рисунков. Кстати, это дневная норма, - рассказала аниматор Юлия Трофимова.
Что еще снимают в Петербурге
На студии компьютерной анимации «Петербург» (группа компаний «Рики») сейчас занимаются несколькими проектами.
Проект «Смешарики. Начало» (выход 22 декабря). Смешарики, мирно живущие в своей стране находят старый телевизор, который становится для них окном в реальный мир. Отныне, все внимание героев обращено на «популярный» телесериал о супергерое Люсьене, который ежедневно борется со злодеем Калигари. Неискушенные Смешарики, принявшие телешоу за чистую монету, искренне поверили в нависшую угрозу. Они принимают историческое решение – помочь Люсьену спасти мир.
Проект «Пин-код» (серии по 13 минут) - научная фантастика в формате 3 D. Пин изобретает такую машину, чтобы вся компания могла совершить научную экспедицию. Эта машина способна преодолевать не только границы Страны и других миров, но и границы времени, и даже размеров.
Проект «Фиксики» в формате 3 D который с декабря транслируется на канале «Россия». Дружная семья Фиксиков живет и работает в приборах, которыми наполнена обычная городская квартира. Конечно, кроме Фиксиков в квартире живет и семья людей. Но из всех людей о существовании Фиксиков знает только один мальчишка – ДимДимыч.
Проект «Смешарики 3D» - продолжение смешариков 2D. Предположительный выпуск в 2012 году. Проект предназначен главным образом для выхода на международное телевидение.
Авторское кино: «Обмен». В основе сюжетной идеи фильма лежит текст деревней песни индейцев племени Навахо, в которой выражено ощущение неразрывной взаимосвязи всех живых существ на Земле. Год выпуска 2012, автор сценария и режиссер Роман Соколов (5 минут). «На том берегу». Лирическая притча о том, что мечтая о далеком и недоступном, мы часто недооцениваем мир вокруг нас, и не замечаем, что все к чему мы стремимся, находится рядом с нами. режиссер и сценарий Наталья Мирзоян (7 минут). Выпуск в 2012 году.
Как делается мультфильм: этапы и трудозатраты ( полнометражный фильм):
На примере мультфильма «Три богатыря и Шамаханская царица» со слов его режиссера Сергея Глезина:
- Премьера: 30 декабря 2010 год
- Срок производства: 2 года
- Группа: около 200 человек
- Расходы на производство и рекламу: $3 000 000
- сборы в России $19 010 585
- зрители в России 3.34 млн
- Утверждение сценария
- Запуск картины в производство
- Подготовительный период (6 человек): разработка и обкатка персонажей, выбор цветовых решений, пробная анимация.
- Раскадровка и аниматик (режиссер) – скелет будущего фильма. Ритм, монтаж, черновой звук.
- Художники-лейаутисты (6 человек) прорисовывают раскадровку, готовя ее к анимации.
- Этап производства. Вступают в дело аниматоры (50 человек) – оживляют персонажей, рисуют движения и сцены, и художники по фонам (20 человек) – рисуют фоны для каждой сцены.
- Художники-прорисовщики (50 человек) – каждая деталь доводится до ума.
- Рисунки отправляются на сканер (если на бумаге) или в компьютере.
- Художник-заливщики (15 человек) – красят в цвет.
- Этап компоузинга (3 человека). Самые опытные сотрудники собирают все сделанные изображения воедино и исправляют ошибки.
- Монтажно-тонировочный период (5 человек во главе с режиссером по монтажу) – картина собирается из отдельных планов.
- Озвучка
- Перезапись – сведение звука и изображение в одно целое.
- Цветокоррекция. Колористы делают так, чтобы цвет на компьютере не отличался от цвета на экране.
- Картина уезжает на кинофабрику, где печатается кино.
Где увидеть современные мультфильмы
Узнать, какое делается анимационное кино в России сегодня, можно на animator.ru.
Международный фестиваль «Мультивидение» пройдет в киноцентре "Родина" 4-6 ноября.
В этом году программа «Мультивидения» включает фильмы-призеры знаменитого французского анимационного фестиваля в Annecy этого года: «Три маленьких стежка» (France), «Плато» (France), «Невидимый град Китеж» (Poland/France/Canada/ Switzerland/ Denmark), «Маску» - новый фильм братьев Квай, чей синтез кукольной анимации и игрового кино и основан на сюрреалистических традициях европейской культуры ХХ века.
Зрителя ждет встреча с новыми работами культового японского независимого художника, знаковой фигуры нового поколения художников японской абстрактной анимации Мирае Мидзуе - «Площадка для игр» и «Татамп».
На фестивале также будут показаны новые фильмы, получившие «Оскар» французской студии Autour de Minuit - 30-минутная музыкальная анимация «Чудовище из Никса» (Netherlands) и другие картины.
Полная программа на официальном сайте.
Светлана Петрова, президент международного фестиваля «Мультивидение»: «Мы отобрали 60 мультфильмов в конкурсную программу из присланных 250. Есть классические и экспериментальные работы, граффити-анимация. Российских фильмов мало. Ситуация плачевна. Некоторые студии выпускают по одному мульфильму в год. Надеюсь, обещанная господдержка исправит ситуацию».