Топливный кризис ударил сразу по нескольким направлениям.
Перевозчики в долгах, туроператоры в убытке, а пассажиры расплатятся за путевки и билеты втридорога или откажутся путешествовать по воздуху.
В нынешнем году от топливного кризиса пострадали 20 авиакомпаний.
В России самыми заметными стали скандалы с альянсом AirUnion и компанией Skyexpress, когда пассажиры часами не могли вылететь из аэропортов из-за долгов компаний за авиакеросин.
Позиция туроператоров
Перспективы туриндустрии, чтобы выйти из кризиса, – это объединение мелких туркомпаний и повышение цен на свои услуги.
«Мы сопротивлялись до последнего, – говорит Сергей Корнеев, председатель северо-западного отделения российского Союза туриндустрии, – но работать с минимальной прибылью никто не может».
Туроператоры считают, что спрос на туризм следующим летом упадет значительно. Дешевых туров, к которым люди привыкли, больше не будет. Цена путевки поднимется по-разному в зависимости от направления, но в среднем на 25 %.
По данным Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA) от 3 сентября, пассажиропоток в июле 2008 года сократился в два раза по сравнению с 2007 годом. И будет только снижаться.
Позиция авиакомпаний
Авиаперевозчики не выработали единой стратегии выхода из кризиса. «В итоге выживет сильнейший», – говорит Дмитрий Репин, пресс-секретарь авиакомпании «Россия».
Сейчас авиакомпании берут кредиты на топливо. Как сообщил Сергей Самошин, старший советник «Росавиации», в такой кризис, как у альянса AirUnion, пока не впал еще ни один перевозчик в стране, однако займы на топливо берут практически все.
«Если вы взяли кредит на машину, это же не значит, что вы в кризисе», – спокойно комментирует Самошин.
Еще одна мера – создание оперативного штаба по организации бесперебойных перевозок. Его руководитель Виталий Ванцев считает, что авиакомпаниям необходима поддержка государства. Но о том, будут ли в правительстве России поддерживать авиаперевозчиков, в «Росавиации» говорят с сомнением.
Если поддержки от государства не будет, у авиакомпаний останется только один способ компенсировать свои затраты на топливо – через кошельки пассажиров.
К чему готовиться
Уже сейчас авиакомпания «Россия» приняла решение сократить расходы топлива. Это сделают за счет покупки иностранных самолетов. С отечественных «Ту» и «Ил» пассажиров пересадят на Boeing и Aerbus, которые тратят в два раза меньше топлива, чем российские самолеты.
О повышении стоимости билетов авиаперевозчик пока не заявлял. Впрочем, как и остальные авиакомпании нашей страны. Однако надеяться на то, что этого не произойдет вообще, эксперты не советуют.
По прогнозам IATA, на начало 2009 года трудности у мировых перевозчиков будут продолжаться в том же духе. Как следствие, это негативно отразится на желании пассажиров путешествовать самолетами.
Советы юриста
Игорь Трунов, адвокат, 2. Если вы приобрели билет другой авиакомпании, то имеете право требовать компенсацию расходов у перевозчика, который вас отказался везти. 3. При задержке рейса (по вине авиакомпании или из-за чрезвычайных обстоятельств) пассажир имеет право бесплатно пользоваться комнатами отдыха, матери и ребенка или местом в гостинице. 4. Авиакомпания должна за свой счет разместить пассажиров в гостинице, если рейс откладывается более чем на восемь часов. Пассажир вправе потребовать бесплатное питание. 5. Пассажир может подать в суд на авиакомпанию и требовать компенсации в течение шести месяцев с даты рейса. Его обращение перевозчик обязан рассмотреть в течение 30 дней. |