19 сентября в Петербурге состоялся «круглый стол» «Уран рядом с домом», организованный газетой «Мой район», экологическими организациями «Беллона» и «Экозащита!», Фондом имени Генриха Белля.
В нем приняли участие представители Законодательного собрания, морского порта, ОАО «Российские железные дороги», муниципального образования «Автово», медики и экологи.
«Хвосты» возвращаются
С середины 90-х годов Петербург служит местом перевалки опасного материала – отвального гексафторида урана, в просторечии называемого «урановыми хвостами». Эти отходы ввозятся в Россию компанией «Техснабэкспорт» по контрактам с компаниями Urenco и Eurodif.
Председатель муниципального образования «Автово» Геннадий Трусканов сообщил, что руководство МО поднимало вопрос о запрещении ядерных транспортировок в 2004 году.
Представители «Техснабэкспорта» пообещали жителям Автово, где на железнодорожных путях урановые поезда простаивают сутками, организовать выгрузку РАО не в Угольной гавани, а в Усть-Луге.
Это позволило бы не везти опаснейший груз через густонаселенные районы. Однако за прошедшие годы обстановка в Автово не изменилась – новую партию «хвостов» ждут в октябре.
В ЗакСе рассмотрят закон
Участники «круглого стола» отметили полное отсутствие официальной информации о «ядерных» грузах, планов ликвидации аварийных ситуаций и независимого контроля за транспортировками.
Специалист комиссии по здравоохранению и экологии ЗакСа Игорь Меркушев заявил, что в октябре комиссия заслушает представителя Ростехнадзора и задаст ему вопросы о провозе радиоактивных отходов через Петербург.
Также депутат сообщил, что в настоящее время в ЗакСе готовится городской законопроект «О радиационной безопасности».
Открытым остался вопрос, на основании каких документов в нарушение российского законодательства были разрешены транспортировки «хвостов».
Представители Ростехнадзора, которые могли бы дать на него ответ, пренебрегли приглашением организаторов. Поэтому данный вопрос экологи решили направить в ведомство письменно.
До чего договорились
Организаторы мероприятия решили просить губернатора Петербурга поставить вопрос о недопустимости перевозки радиоактивных отходов через многомиллионный город перед федеральной властью.
Они потребовали информировать население и журналистов о всех радиоактивных поставках. А также учредить комиссию, состоящую из депутатов и экологов, которая до прекращения ввоза иностранных РАО могла бы проводить замеры радиационного фона вблизи контейнеров и изучать ситуацию с охраной при транспортировках.
Организаторы призвали депутатов включить представителей общественности в комиссию по разработке петербургского закона «О радиационной безопасности». Они заявили о намерении провести повторный «круглый стол» через полгода и проанализировать реакцию госслужб на проблему «урановых хвостов» в жилых районах города.
![]() |
Справка «МР» Через Петербург за последнее десятилетие было ввезено свыше 100 тысяч тонн иностранных РАО. Статья 48 закона РФ об охране окружающей среды, которая действовала на момент заключения этих контрактов, запрещает ввоз в Россию радиоактивных отходов (РАО) и ядерных материалов с каким-либо целями. |





Фото: Сергей Ермохин, «Мой район»
В Автово прошел пикет против «эшелонов смерти»
20 сентября - Международный день действий против урана. Активисты экологического правозащитного центра «Беллона» отметили этот день пикетом напротив станции метро «Автово».
Экологи протестуют против ввоза в Россию радиоактивных отходов из Европы. Ежемесячно железнодорожные составы с «урановыми хвостами» проходят из Угольной гавани через весь город для дальнейшей отправки за Урал.
На участке Авотово «эшелоны смерти» стоят в ожидании смены локомотива от нескольких часов до нескольких суток. Следующий груз европейских ядерных отходов придет в Петербург уже в октябре.