Андрей Заостровцев, научный сотрудник Центра исследований модернизации Европейского Университета
Покупать евро сейчас, в надежде, что вот оно упадет, а потом снова поднимется – это глупо. Лично я все свои накопления в евро давно перевел в другую валюту. Хотя ни одну из мировых валют невозможно назвать надежной. Рубль достаточно крепок, но это все благодаря Ирану.
Де-факто дефолт Греции наступил уже давно. Эти ухищрения, которые оттягивают дефолт де-юре, то есть прощение части долгов, договоры об отсрочке погашений, на истинное положение вещей никак не влияют. Правда, в мире существует три основных рейтинговых агентства: Standard & Poor's, Moody’s и Fitch. Заключение одного только Moody’s – это еще не решение всей большой «тройки» и тем более не официальное постановление государства.
Дефолт Греции не вызовет большой паники в России, скажем, банковского кризиса, ибо вряд ли наши банки держали большую часть средств в греческих облигациях. Но поскольку в мировой финансовой системе все связано, убытки других европейских банков могут сказаться и на нас. В то же время Центробанк держит 40 процентов нашего резерва именно в евро, а ее курс упадет. Еще дефолт одной из европейских стран окажет на нас косвенное воздействие, потому что Европа – основной покупатель наших нефти и газа, и ее обеднение скажется на покупательской способности. Ее распад означает спад экономической активности. Вывод – меньше покупателей на наши энергоресурсы. Ну ладно, стоимость газа год от года почти не меняется, зато цена на нефть очень гибкая. Сейчас ее стоимость высока, опять-таки спасибо напряженности вокруг Ирана.
Михаил Делягин, директор Института проблем глобализации
Что означает для России дефолт Греции? Да ничего такого. Это технический дефолт, по согласованию с правительством. Да, евро слегка ослабло, до курса 1,26 доллара за евро, а было 1,32. Снизится еще. Но такой дефолт – это как замена труб в подвале. Немного воды утечет, но наводнения не произойдет из-за этого и засухи тоже. Все эти риски были обговорены в сентябре 2011 года
Думаю, до июля этого года нам нечего бояться.
Несогласованный дефолт Греции подкосил бы нас гораздо серьезнее. По всей Европе пошла бы волна сокращений кредитов, отмена ипотеки, в России просел бы рубль и упал фондовый рынок. Впрочем, сейчас у нас про фондовый рынок никто и не вспоминает, кроме профессиональных спекулянтов.
Вкладывать деньги в евровалюту просто для того, чтобы держать где-то деньги, – можно. Для спекуляции – не советую. Для спекуляции логичней было б приобретать швейцарские франки, которые более надежны, хотя не такие ликвидные: в первом попавшемся обменнике их не продашь.
Дефолт Греции никак не повлияет на изменение стоимости европейских товаров для российского покупателя, ибо цена зависит не от курса, а от жадности спекулянта. Заметьте, сколько бы ни снижалась стоимость евро, товары не дешевеют. Единственное исключение – автомобили: их производители и дилеры очень зависят от конкуренции, поэтому работают без больших накруток. Если евро сильно подешевеет, хотя я и не вижу предпосылок, автомобили – единственное, что может подешеветь.