1. Маршрут №0, Бельгия
Самый длинный трамвайный маршрут в мире, идет вдоль побережья Северного моря, пересекает несколько городов. Длина - 67 километров, поездка занимает 2 часа 21 минуту. Ширина колеи, как и сто лет назад, - один метр. Современные трамваи модернизированы.
2. Saarbahn, из Германии во Францию.
Saarbahn соединяет города Лебах, Саарбрюккен и Ригельсберг в Германии, далее линия пересекает границу и заходит в Саргемин во Франции. Протяженность – 45 километров, по старинным городам, площадям и улочкам. Это одна из двух международных линий в мире. Другая — маршрут № 10 в Базеле, который соединяет Швейцарию с Францией.
3. Пёстлингбергбан, Австрия.
Построена в городе Линце в 1898 году. Линия соединяла город с Пёстлингбергом (теперь район Линца), который находится на холме. Протяженность пути всего 4,1 км, но это один из самых крутых маршрутов в мире. Трамваи стилизованы под старину.
4.Трамвай-ресторан, Австралия.
Трамвайная сеть Мельбурна - крупнейшая в мире. По маршрутам ходят как новейшие, так и ретромодели, и среди них трамвай-ресторан Colonial Tramcar. Кухня - прямо в салоне. В трамвае установлены специальные стабилизаторы для плавного хода и стеклянные окна.
5. Лиссабонская сеть, Португалия.
Извилистые тесные улочки, крутые подъемы и резкие спуски превратили трамваи Лиссабона в аттракцион. Передвижение неспешное, как вся местная жизнь. Самый аутентичный маршрут — №28, связывающий районы Алфама и Эштрела.
6. Канатный трамвай Сан-Франциско, США
Работает с 1873 года. Сегодня трамвай является визитной карточкой города и включен в Национальный регистр памятников истории США.
7. Риффельальп, Швейцария
Трамвайная линия, построенная когда-то для постояльцев отеля - самая высокогорная в Европе (2210 метров над уровнем моря). Использует исторический подвижной состав.
8. Трамвай пещер, Бельгия
Трамвай пещер Ан — линия, перевозящая туристов в знаменитые пещеры Ан в Бельгии, в деревушке Ан-сюр-Лес. За окнами мелькает горная речушка Лес и деревенские пейзажи.
9. Трамвай-фуникулер, Италия
Линия начинается в северной части Триеста, на высоте 3 метров над уровнем моря, и поднимается в горы к городку Вилла Опичина, лежащем на высоте 329 метров! Вагоны 1935 и 1942 года бороздят горные склоны на фоне раскинувшегося внизу города и моря.
10. Британские трамваи, Индия
Калькутта – единственный город в Индии, сохранивший трамвайную сеть с 1902 года. Подвижной состав был закуплен в Англии еще до обретения Индией независимости. Он сильно изношен. Вагоны в Калькутте до сих пор делятся на два класса – первый и второй.
11. Александрийский трамвай, Египет
Александрийская трамвайная система — старейшая в Африке. Первый маршрут заработал в начале 1860-х. До сих пор тут ходят двухэтажные трамваи — даблдекеры. А еще первый или средний вагон (если три вагона) отведен только для женщин.
12. Волчанский трамвай, Россия
Маршрут длиной 8 километров идет по лесу и тундре, соединяя южную и северную части города. Население Волчанска (Свердловская область) - 10 тысяч жителей. В 2009 году Волчанск был занесен в книгу рекордов России как «самый маленький город с трамвайным движением». Долго считалось, что и в мире он самый-самый. Но нашелся город в Германии — Бад-Шандау — с населением около 3 тысяч человек, где тоже есть свой трамвай. Сейчас в Волчанске говорят, что город является самым маленьким северным городом с трамвайным движением.
Сайты трамвайных туристов
http://forum.tr.ru/
http://ymtram.mashke.org/
http://www.retro.tramway.ru/