У патриарха был выбор – показать обществу, что он и «Русская православная» милосердны, к чему и призывали либералы всех мастей и даже некоторые патриоты. Или дать максимально жесткий ответ. Патриарх думал – после выступления Pussy он неделю с лишним молчал. Вероятно, с кем-то советовался (может, с богом, может, с кем выше). И в итоге выбрал немилосердие.
Что объяснимо. Хотя и забавно.
Забавность состоит в том, что именно Кирилл объявил ужасным кощунством.
Кощунств было три.
1. Пение Pussy Riot в Храме Христа Спасителя.
2. Нападки на патриарха в СМИ в связи с теми часами, что они носит (30000 евро), и квартирой, что он владеет (уборка пыли в которой обходится в 20 миллионов рублей). Тут, к слову, удивительная коллизия – ну хочется патриарху носить дорогие часы, как и положено в обществе руководителей корпораций, так признайся в этом, а не пытайся виновато спрятать руку в карман. Объясни народу – обет нестяжания к часам и квартире не имеет никакого отношения. Потому что они признак не монаха, а предпринимателя…
3. Осквернение святынь. 6 марта в соборе Великого Устюга некто топором нанес удары по 30 иконам. 18 марта в белорусском городе Мозыре чего-то написали на стенах. 20 марта в собор Невинномысска ворвался человек, который втыкал нож в поклонный крест и побил священника. Кирилл все это объяснил тотальным падением нравов после выступление Pussy Riot. Хотя понятно, что все эти истории – следствие весеннего обострения (вряд ли в Великом Устюге и неизвестном Мозыре живет хоть один последователь Pussy, скорее всего, о ней и не слышал там никто).
В общем, был у патриарха выбор – объявлять все это вместе взятое тотальным осквернением веры или признать частными фактами, которые можно и простить. Кирилл решил не прощать, то есть повел себя ровно так же, как В.В. Путин, который, как известно, не готов идти даже на мелкие уступки противникам. И понятно, почему Кирилл поступил так – разве стал бы национальный лидер ходить на Пасху к патриарху, который думал бы иначе.
Кроме того, Кирилл решил быть немилосердным, потому что борьба с кощунствами – очередная попытка объединения народа.
Объединение народа через нелюбовь - опробованный в куче мест способ, дающий практически стопроцентный результат. Для сильной нелюбви к кому-либо не нужны никакие законные претензии. Более того - законные претензии вредны.
Для того чтобы сильно возненавидеть кого-нибудь, нет более верного средства, чем совершить по отношению к нему какую-нибудь грубую несправедливость. Потому что сильнее всего мы не любим тех, кто справедливо недоволен нами.
Это всё теория американца Хоффера – из этой же теории следует, почему Кирилл не может простить Pussy, даже если они очень этого попросят. Потому что поступить с врагом великодушно - значит притупить нашу к нему ненависть.
Кирилл, наверное, вообще хочет стать папой Урбаном II. Этот папа в 1095 году в Клермоне объявил первый крестовый поход (у Кирилла тоже есть предпосылки - во-первых, имеется публичное оскорбление, нанесенное народу России девушками-панками, во-вторых, чем Кирилл хуже Урбана – глаз горит, бората развевается). И у Урбана все очень удачно получилось - в крестоносцы пошли записываться толпами (даже женщины, что по тем диким временам было феминистической новинкой).
Правда, одними призывами папа Урбан не ограничился. Предпринял и более практические меры. Скажем, все вступавшие в крестоносцы должники освобождались папским указом от обязательств перед кредиторами, преступники прощались, а церковь гарантировала защиту имуществу крестоносцев.
Вот какие гарантии должен получить Кирилл у Путина. Иначе крестовый поход может и не получиться.