Психические расстройства современных петербуржцев: список › Новости Санкт-Петербурга › MR-7.ru

Здоровье

Психические расстройства современных петербуржцев: список


версия для печати
Жители Петербурга больнее всех больных, убеждены петербургские психологи. Даже летом, даже после месяца в солярии, типичного петербуржца легко отличить от обычного россиянина - есть у него какая-то особенная загнанность в тусклых и бессмысленных глазах. И в последние годы стало только хуже. Из старого – хроническая бессонница. Из нового - параноидальные психозы.
Психические расстройства современных петербуржцев: список

Проблема №1. Хроническая бессонница

Бессонницы, головные боли, нарушения менструального цикла и прочие симптомы переутомления…. в Петербурге все это возможно и без переутомления. Спасибо белым ночам.  Главная туристическая приманка Петербурга - радость для городского бюджета и смерть для горожан.

«Белые ночи - главный невротизирующий фактор,  тут мы со всеми северо-западными народами сходимся, - говорит Михаил Решетников, ректор Восточно-европейского института психоанализа. - Нарушение суточных ритмов очень вредит организму. Летом – солнце почти не заходит, просыпаешься рано, в глаза бьет свет. Зимой – недостаточно солнца, но в то же время снег слепит отраженным искусственным освещением. Долгие закаты, серые сумерки, сероватый тон нашей повседневности. Да еще и Нева – река необычайно красивая, но с очень темной водой. Темные воды притягивают…».

Проблема №2. Сверхзанятость

Невская вода, впрочем, всегда была суицидально-темной, петербургские ночи -  беспощадно-белыми, а лица горожан – благородно-зеленоватыми.  Новые времена все это только усилили - просто потому, что и без того болезненные петербуржцы стали работать на износ. 

 «У среднего поколения усиливается тенденция ненормированного рабочего дня и недели, - говорит психолог Оксана Защиринская. - Появилась большая группа людей, которая работает в любое время суток, до бесконечности. Нет, это не только в Китае – в Петербурге полно людей, у которых давно не было ни суббот, ни воскресений. Причем  работа без выходных становится не только стилем, но и смыслом жизни. Это способ выжить. Есть тут, впрочем, и положительный аспект – люди учатся управлять своим временем и прочими ресурсами».

Проблема №3. Одиночество

Хотя ни один психиатр не поставит такого диагноза, это самая настоящая проблема. В погоне за заработком человек забывает о других людях - иногда даже о тех, ради кого он отправился в погоню.

«Петербург и Ленобласть подвержены той же тенденции сверхцентрализации, что и остальная Россия, - говорит психоаналитик Владимир Рисков. - Это процесс не только экономический, но и чисто психологический. Люди привыкают  жить, как герои романа Пелевина «Жизнь насекомых»: помните, там огромное количество существ копошится вокруг пустого, гнилого пня. И сейчас огромное количество людей, наступая друг на друга, рвется в метрополию, и часто метрополия не дает им ничего взамен. Темп жизни становится настолько высок, что люди не обращают внимание на содержание социальных процессов, в которые они оказываются вовлечены. Так называемые близкие меняются с частотой перчаток. Человек куда более одинок, чем 5 лет назад. Жизнь его сводится к элементарному удовольствию, к поглощению и выделению. На языке психоанализа это можно назвать регрессом к доэдиповой фазе развития».

«Что я заметила: в последние годы петербургские дворы опустели, - продолжает Оксана Защиринская. – Там можно встретить либо пьяных взрослых, либо подростков с криминальными наклонностями, которые объединились в группку и ищут приключений. Молодые люди перестали общаться друг с другом.  Напротив, пенсионеры стали часто появляться в общественном транспорте, причем стремятся оказаться в подземке в час-пик. И то, и другое – симптомы одного и того же. Симптомы жесточайшего дефицита общения».

Проблема №4. Бесконтрольная агрессия

Хорошо, если одинокий человек – это благодушная старушка, которая кормит голубей с руки и обнимается в метро с незнакомцами. Но как правило это мрачный и озлобленный тип, который бросается на других людей.

«Петербуржцы изменились примерно так же, как и все граждане, - говорит сексолог Лев Щеглов. -  В сторону охамления и повышения нетерпимости и агрессии. Это результат общей для всего развитого мира ситуации: повышения стрессов, нарастание экономических проблем, проблем повышения шума и так далее. И второе – связано со специфической ситуацией в нашем российском обществе. В нынешней системе координат совершенно логично быть агрессивным, искать врагов среди всяких инаких, искать иностранных агентов, заговорщиков и так далее. Бесконтрольная агрессия - защитная реакция на продолжающийся раскол общества. И если ситуацией не озаботятся все, начиная с самого головокружительного верха, будет только хуже».

Проблема №5. Психозы параноидального типа  

Агрессия бывает разная. Одно дело – регулярно лупить жену и пинать детей, этим занимается большинство добропорядочных граждан. Совсем другое - взять пистолет и начать стрелять в прохожих. На это способен только психопат - которых за последние десять лет в Петербурге стало гораздо больше. 

«В Петербурге стали редки классические эдипальные расстройства, которые описывал Зигмунд Фрейд, - продолжает Владимир Рисков. – Практически нет неврозов, зато полно психопатий, а то и вовсе непонятных состояний, которые сложно описать классическим языком. Как в анекдоте: психотик знает, что дважды два пять. Невротик знает, что дважды два четыре, но жутко от этого расстроен. Так вот, кругом психотики. Люди перестали страдать от внутренних проблем, проблемой является сам контакт с внешним миром, сама связь с реальностью.Она ставится под сомнение, в том числе реальность другого человека. Значит, вполне могут быть нарушены границы Другого. Отсюда криминализация Петербурга: регулярные убийства и изнасилования в значительной мере вызваны психозами».

Ранее по теме


Следите за новостями в Петербурге, России и во всём мире в удобном для вас формате:
Дзен, «Вконтакте», Telegram, Дзен.Новости, Google.News

Лента новостей



}