«Не все, что песок – то пляж, и по документам здесь пляжа нет», - так Валерий Сапожников, начальник отдела благоустройства Петроградского района, говорил в прошлом году о прибрежной зоне на Крестовском острове в районе Южной дороги.
Жителям этого не объяснишь: десятки лет они ходят сюда загорать и играть в волейбол. Но с каждым годом места для получения солнечных ванн остается все меньше.
Оккупация прибрежной зоны увеселительными заведениями началась несколько лет назад. Раньше здесь было 8 волейбольных площадок, сейчас – 4.
В суде находится дело: природоохранная прокуратура против ООО «Предприятие Диапазон». Оспаривается законность размещения клуба с бассейном в водоохраной зоне. Арендатору участка и владельцу клуба грозит демонтаж постройки. Учредитель «Диапазона» Роман Курбатов удивлен и возмущен. Однако, по порядку.
В 2011 году ООО «Предприятие Диапазон» начало строительство в 5 м от воды. Когда администрация района очнулась и начала проверки, в компании ответили, что возводят общественный бассейн для посетителей пляжа и теннисных кортов. При этом в городских журналах сообщалось о грядущем открытии ночного клуба с бассейном. Общественность подняла скандал.
В связи с многочисленными нарушениями, среди которых - самовольное строительство (участок предоставляли под корты), к тому же в защитной зоне береговой полосы Малой Невки (запрещено «Водным кодексом»), и отсутствие проекта - строительство было прекращено. Нарушения зафиксированы семью ведомствами – арендатора участка грозили оштрафовать на миллион рублей.
Однако собственник не стал сносить здание. Более того, как только глава района Константин Желудков ушел в отставку, с забора убрали табличку «ведется демонтаж» и продолжили строительство клуба. Торжественное открытие произошло 8 июня 2012 года. «Не стало Желудкова, не стало и проблемы», - прокомментировал ситуацию «МР» Роман Курбатов, арендатор участка и учредитель «Диапазона», более известный как основатель сети вегетарианских кафе «Троицкий мост».
Единственное, что изменилось с прошлого года – это название пляжа. Вместо «Margarita Lounge» - «Saint-Tropez beach club». В «Сан-Тропе» проходят ночные вечеринки. Бассейном пользуются посетители клуба, и назвать его общедоступным нельзя никак.
Роман Курбатов уверяет, что клуб ему не принадлежит: «Я владелец теннисных кортов, спортклуба и бассейна, остальное – не мое». Но по документам весь участок № 7 на Южной дороге (15 60 кв. м) находится в аренде у «Диапазона» на 10 лет. На участке действует режим водоохраной зоны и прибрежной защитной полосы. Ширина береговой полосы общего пользования составляет 20 м.
Водное управление согласовало здесь размещение общедоступного бассейна при условии соблюдения режима и обеспечения свободного доступа граждан к берегу. Но по факту бассейн не является общественным, доступа к берегу нет, так как полоса занята клубом.
«Эксплуатация, проектирование, строительство и реконструкция любых объектов в этой зоне запрещены, - говорит прокурор природоохранной прокуратуры Юлия Пыхтарева. – «Диапазон» построил свой объект в 4-6 м от воды». По словам Юлии, подобные дела уже возбуждались. Но тогда нарушители добровольно освобождали территории. Исполнительное производство по делу «Диапазона» было начато в августе 2011 года и до сих пор тянется.
Роман Курбатов считает, что построил бассейн законно. «К клубу я не имею никакого отношения. Бассейн - мой, - говорит он. - Что касается береговой полосы – это вообще скандал, напишите об этом. Комитет по земельным ресурсам неправильно нанес в Петербурге береговую полосу. Согласно Водному кодексу, на речках малой протяженностью она составляет 5 м».
«В Водном кодексе действительно сказано, что если протяженность водного объекта меньше 10 км, то береговая полоса составляет 5 м, - отвечает прокурор Юлия Пыхтарева. - Но Малая Невка является рукавом реки Невы. Арендатор построил строение – в 4 м от воды, а значит, в любом случае нарушил закон».
«Мы в курсе, что клуб работает, - отвечает Валерий Сапожников, начальник отдела благоустройства Петроградского района. - Земля в аренде – собственник имеет право решать, что строить. При главе района Желудкове была подписана «декларация о незаконном возведении объекта». Но пока суд да дело, арендатор сумел перевести строительство в законное поле. Мы обращались в разные ведомства: Стройнадзор занимается только капитальным строительством, а это – временное, Жилищная инспекция тоже. Роспотребнадзор не занимается строящимися объектами. Арендатор, когда вы к нему придете, покажет вам листик, по которому его к ордену можно представить за спортивную деятельность. Природоохранная прокуратура – единственная, кто подал в суд».
Все, что здесь построено – временное. На деле многие заведения работают и зимой.
Все заведения на берегу не имеют права перекрывать выход к воде. На деле:
Ресторан «Гинза» - свободен.
Клуб «ХХХХ» - перекрыт.
Яхт-клуб «Крестовский» - свободен.