Губернатор Петербурга Георгий Полтавченко выступал перед Законодательным собранием в мае 2012 года. Фракция «Справедливая Россия» обратилась к нему с вопросом об эффективности борьбы с коррупцией. 4 июля губернатор ответил депутатам на 27 страницах, но из-за отпусков письмо осталось незамеченным. Наконец, в первые дни осенней сессии парламентарии обнаружили в почтовых ящиках исчерпывающую информацию о проблеме, которая затрагивает каждого петербуржца. Ответ настолько честный, что у многих испортилось позитивное летнее настроение. В ответе не хватает одного – выводов.
По данным Росстата, в органах государственной и муниципальной власти Петербурга служат 38 тысяч чиновников. Специально для них разработан план по противодействию коррупции, который, по утверждению Георгия Полтавченко, «выполнен в полном объеме и в установленные сроки». 81 госслужащий (из десятков тысяч) стал фигурантом вызывающей дрожь и трепет «комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов». 15 фигурантов привлечены к дисциплинарной ответственности – в 2 раза больше, чем в 2010 году. Можно сделать вывод: в собственном цеху чиновники стали лучше «регулировать интересы». В правоохранительные органы материалы комиссии не передавались.
«Для коррумпированного чиновника дисциплинарное взыскание – это неприятность, но он ее переживет, – считает доцент кафедры институциональной экономики Андрей Заостровцев. – Не рассматриваю это как эффективную меру борьбы с коррупцией. В России, как в Египте эпохи фараонов, вопросы о коррупции воспринимаются смешно. На дележке ренты элитой основана вся система. Публике выкидывают отдельных виноватых, но о коррупции речи не идет. Коррупция может быть только в правовом государстве».
Органы внутренних дел в 2011 году составили подробную статистику по коррупции. «За 12 месяцев на территории Санкт-Петербурга выявлено 652 должностных преступления, которые имеют коррупционную направленность». Чиновников наказывают чаще, чем «взяткодателей» – 167 преступлений против 85. Средний размер взятки в Петербурге составил 146 тысяч рублей (по стране – 236 тысяч рублей). Любовью к шуршащим конвертиками петербуржцы нанесли ущерб экономике в 45 млн рублей. Ущерб возмещен.
А еще Юридический комитет Смольного проводит антикоррупционную экспертизу законопроектов и актов исполнительной власти. В 27 проектах (3,5% от общего числа) выявлено 98 коррупциогенных факторов. Среди 1138 актов исполнительной власти – 8 факторов. «Замечания учтены в полном объеме и коррупциогенные факторы исключены».
В Петербурге действует горячая линия «Нет коррупции!». Соответствующие плакаты можно увидеть на улицах города. «Граждане должны знать, куда они могут сообщить в случае вымогательства взятки, – говорит эксперт приемной антикоррупционного центра «Трансперенси» в Петербурге Елена Вандышева. – От сотрудников Комитета по вопросам законности, правопорядка и безопасности я знаю, что по результатам обращений на горячую линию возбуждено всего 2 уголовных дела. Тем не менее, такой инструмент нужен, чтобы граждане могли жаловаться анонимно».
В письме губернатора сообщается: «По обращениям граждан в исполнительные органы уголовные дела правоохранительными органами не возбуждались. Вместе с тем, в 9 случаях информация, содержащаяся в обращениях, подтвердилась, и к виновным лицам были применены меры дисциплинарного воздействия (3 сотрудника полиции, 4 руководителя и 1 работник образовательных учреждений, 2 работника управляющих компаний)».
И, конечно, важный способ борьбы с коррупцией – это пропаганда. Видимо, не все еще поняли, что брать взятки плохо. И успехи антинаркотической пропаганды настолько велики, что креативщиков решили перебросить на коррупцию. В течение 2011 года на улицах Петербурга было размещено 85 плакатов антикоррупционной направленности. СМИ публиковали ролики и материалы о борьбе с коррупцией.
Где чаще всего встречается коррупция в Петербурге?
В обращениях жителей Петербурга по поводу коррупции наиболее часто затрагивались: деятельность государственных учреждений и государственных унитарных предприятий (ГУПов), подведомственных исполнительным органам (81 обращение), органы образования (54), правоохранительные органы (42); управляющие компании и сфера ЖКХ (29).
«В ЖКХ, медицине и образовании есть определенные расценки, но все равно платить приходится в карман, – констатирует Андрей Заостровцев. – С социализма осталось: свой доктор сидит в государственном кресле, предоставляет платные черным налом услуги. А потом эти сферы получают субсидии, и мы удивляемся, что они убыточны. Люди сообщают о коррупции в тех сферах, с которыми они сталкиваются. На уровне нефтяных компаний и «Газпрома» люди не ориентируются, хотя по масштабам коррупция там может превосходить медицину и образование».
«В 2010-2011 году «Трансперенси» вместе с экологическим центром «Беллона» удалось возбудить уголовное дело против чиновника, который покрывал вывоз песка из карьера в Ломоносовском районе, – рассказывает Елена Вандышева. – Но разве можно сказать, что уровень коррупции в районе упал? На место одного чиновника приходит другой. Каждый петербуржец должен понимать, что от него зависит соблюдение закона. Поэтому социальная реклама имеет определенный эффект». Эксперт отметила, что Смольный недостаточно привлекает к борьбе с коррупцией некоммерческие организации и институты гражданского общества.
«Необходимы системные действия по борьбе с коррупцией. Упор должен делаться не на стратегию войны, а на профилактику коррупционного поведения. Очень важно выявлять нарушителей, но люди порой не представляют, каковы реальные последствия коррупции. Со школьной скамьи считают коррупцию нормальным способом решения проблем. Отдельные уголовные дела и привлечение чиновников к дисциплинарной ответственности – это одно звено в цепи. Нельзя судить об эффективности борьбы с коррупцией по числу уголовных дел – в скандинавских странах практически нет уголовных дел, и что, они малоэффективны в борьбе с коррупцией?» – задает вопрос Елена Вандышева.
Общество
Коррупция в Петербурге - никак не побороть: цифры, факты
5 сентября 2012 16:05 Андрей Сошниковверсия для печати
Большинство случаев коррупции в Петербурге классифицируются как должностные нарушения. Сведения даже не передаются в правоохранительные органы. В каких сферах в Петербурге больше всего коррупционеров и почему системная борьба Смольного с этим злом не увенчалась успехом?

Ранее по теме
Следите за новостями в Петербурге, России и во всём мире в удобном для вас формате:
Дзен, «Вконтакте», Telegram, Дзен.Новости, Google.News