- В апреле этого года СМИ сообщали, что Вы вместе с кинорежиссером Авдотьей Смирновой и журналисткой Екатериной Мень учреждаете фонд помощи детям-аутистам и их родителям. Что сейчас с идеей фонда?
– Сейчас завершается регистрация фонда, это довольно сложная бюрократическая процедура. Мы не хотим просто открывать фонд и только потом думать, что нам делать. Так что готовим конкретные проекты. Мы хотим представить их на выбор возможным инвесторам, благотворителям – проекты, в которых они смогут финансово участвовать. Я, например, готовлю собственный проект, который называется «Центр дневного пребывания для аутистов и центр трудовой занятости» в городе Петербурге. Сейчас я собираю материал, это дело для меня новое, поэтому приходится изучать разный опыт, который существует в стране. Также мы долгое время готовили проект для Воронежа, потому что поступил заказ от губернатора города: мы считаем, что проблемы аутизма можно решать, в основном, - на 90% - именно на государственном уровне.
- Когда откроется фонд?
- Открытие в ноябре. К этому моменту у нас будет готов очень большой сайт, который сейчас уже почти сделан. То есть это будет не просто номинальное открытие фонда, а начало работы.
- По поводу фильма «Антон тут рядом». Что Вы отметили для себя в реакции публики и отзывах кинокритиков на Венецианском кинофестивале?
- Отзывы критиков были совершенно потрясающие. Можно быть только благодарной, и я счастлива по этому поводу. Были даже большие статьи в Variety и Hollywood Reporter, чего практически не случается с внеконкурсными фильмами. Про русских критиков я уже не говорю – глубокие, точные, потрясающие тексты были написаны. Но для меня важнее то, как принимала публика. Я отметила, что меня поняли и что люди реагировали очень эмоционально и адекватно тому, как я задумывала фильм, о чем хотела его сделать.
- Между тем, я видела и другое мнение – правда, его высказывали люди, которые «Антона» даже не смотрели, а просто прочитали анонс: мол, ну вот, это типичное фестивальное кино про то, как всё в России плохо. Что бы Вы могли возразить?
- Не знаю, кто это говорил. Я могу процитировать людей, которые видели фильм: они пишут о том, что это очень светлая и духоподъемная картина.
- Как дела у главного героя фильма, Антона?
- Антон живет с отцом и женой отца в своем деревенском доме, на своей земле – той, которая была для них куплена. У них два новых парника, хозяйство. Пока все хорошо. Я сплевываю три раза, потому что очень суеверна и очень боюсь. Естественно, мы все настороженно следим за тем, что с Антоном происходит. Но надеемся на лучшее. Пока это самое лучшее, что можно было придумать.
- Не могу не спросить у Вас как у киноведа про происходящее на «Ленфильме». Недавно Министерство культуры рекомендовало на должность главы киностудии Федора Бондарчука. Между тем, всем известно мнение Александра Николаевича Сокурова…
- Сокуров совершенно не возражает против кандидатуры Бондарчука! Потому что Бондарчук является честным человеком и супер-эффективным менеджером.
- Как Вы думаете, есть ли у «Ленфильма» будущее? И найдется ли в этом будущем место для Александра Сокурова?
- У «Ленфильма», безусловно, есть будущее. Об этом даже смешно говорить – есть ли у него будущее или нет - это вопрос, на который не может быть двух ответов. Это раз. Второе – «Ленфильм» без Сокурова невозможен. Жаль, что не все это понимают.
- 21 сентября в Петербурге открывается Международный кинофорум. В этом году он объединился с другими крупными событиями: фестивалями «Послание к человеку», «Виват кино России!», студенческим «Началом». Такое слияние и укрупнение – хорошо или плохо?
- Я не верю в это. Почему? Потому что каждый из этих фестивалей имел свою жизнь и свои особенности. Фестиваль «Послание к человеку» – это был один из лучших фестивалей в Петербурге и в принципе по документальному кино…
- Был?
- И сейчас, может быть, есть. Я не понимаю, зачем этим фестивалям объединяться – раз. Второе – я думаю, что был прекрасный кинофорум, и я не понимаю, зачем отменять его и эту команду (ранее организацией фестиваля занимался «Центр фестивалей и праздников» Марины Фокиной – «МР»). Я просто не верю в это.
- Будет ли в Петербурге когда-нибудь фестиваль, по масштабам сравнимый с тем же Венецианским? И нужен ли городу такой фестиваль?
- Я не знаю ответа на этот вопрос. Я думаю, что тот кинофорум, который проводился два года подряд, в 2010 и 2011 годах, он со временем просто стал бы очень серьезным событием - по контенту, по качеству кинематографа, который там был представлен. По количеству ретроспектив, дискуссий и всему остальному. Я сейчас совершенно не беру внешнюю роскошь – мне она безразлична, я говорю о том, чем форум был наполнен. Я не знаю, возможно, если придет профессиональная команда, так и будет.