Несколько лет назад в рунете начал гулять «мем» с условным названием «В интернете кто-то не прав». Суть его – на картинке схематично изображен человечек за компьютером; из пространства «за кадром» доносится вопрос: «Ты идёшь спать?». «Не могу. Это очень важно». «Что?» «В интернете кто-то не прав».
Большой брат не дремлет
Примерно 50% комментариев, которые оставляют к новостям/статьям/колонкам в интернет-СМИ благодарные и не очень читатели, являют собой откровенное «хейтерство» (от английского hate – ненавидеть). По крайней мере, такое впечатление складывается после прочтения комментариев на сайте «Моего района». Впрочем, коллеги из других петербургских интернет-изданий – «Фонтанка» и «БалтИнфо» - с этой цифрой согласились.
«Больше всего слышно тех, кто чем-то не доволен. Довольный человек вряд ли будет комментировать новости. Эмоции недовольных просто сильнее, - рассуждает модератор блогов «Фонтанки» Кирилл Панченко. – Чего больше – конструктивного недовольства или голых эмоций? Это во многом зависит от темы обсуждения. Если речь идет, например, о коррупции, о чем-то абстрактном, - преобладают комментарии о том, что «надо сажать и вешать». Если речь идет о конкретном человеке, который что-то сделал – обсуждают личность и действия этого человека».
Комментарии, противоречащие действующему законодательству, в сетевых СМИ, по возможности, отслеживаются и «убиваются» модераторами – в противном случае изданию предъявит претензии сперва Роскомнадзор, а потом и кто пострашнее. Разумеется, отнюдь не все «отцензурированные» соглашаются с тем, что их «особое мнение» улетело в трубу: начинается ворчание о «свободе слова» и «кровавой гэбне». «У нас недавно было такое, - рассказывает Кирилл Панченко. - Люди писали, флудили... В итоге один блогер был забанен. После чего он хлопнул дверью: «я вас всех не люблю и уйду на другой ресурс». Блогер популярный был, ну что ж, он взрослый человек, это его решение».
С чем связано такое обилие «хейтерских» комментариев в СМИ? «В первую очередь, с иллюзией анонимности, - отвечает главный редактор издания «БалтИнфо» Владислав Краев. – Но это лишь иллюзия: при желании, любого человека можно найти. Однако именно эта иллюзия анонимности способствует тому, что так часто комментарии носят резкий, оскорбительный, а то и экстремистский характер.
Во-вторых, это связано с человеческой природой. Человек думающий, интеллигентный не всегда готов сразу что-то прокомментировать: он сперва подумает и, вероятно, решит промолчать. Люди противоположного типа мыслят «на эмоциях». Для них, кроме того, важно, что своим комментарием они могут как бы быстро заявить о себе. У некоторых это даже превращается в профессию: я имею в виду не только оплачиваемых троллей, но и «троллей по призванию».
Что дает сетевым «хейтерам» их активность? «Я не отношусь к этим людям, но могу предположить, что кто-то таким образом избавляется от личных эмоций. Выйти в интернет и оставить комментарий - безопаснее, чем пойти на улицу и совершить что-то там. Пусть они лучше обеспечивают работой модераторские коллективы, чем в реальности совершают то, о чем пишут: «в реале» содеянное исправить труднее», - говорит Кирилл Панченко.
«Это психологическое замещение. Выплеснут в интернете – и, возможно, успокоятся. Такую же роль играют и матерные слова: выматерился – полегчало. Это первое. Второе: многих греет мысль о том, что их высказывания прочитают тысячи людей. Это тщеславие. И, наконец, когда происходят некие трагические события и люди чувствуют свою незащищенность, - они, пообщавшись таким образом, начинают ощущать себя более уютно в этом мире», - добавляет Владислав Краев.
Пять типов хейтеров
Эмпирическим путем изучив суть вопроса, «МР» решил систематизировать свои познания, сформулировав пять наиболее выдающихся типов сетевых «хейтеров» - и снабдив их наиболее смачными комментариями с нашего ресурса. Для удобства мы решили объединить в каждом психотипе «протагонистов» и «антагонистов», то есть оппонентов.
1. «Националист», он же «патриот», «славянофил» - и его исконный противник «западник». Первый любит рассказывать в интернете о том, что кавказцы (таджики, узбеки, иже с ними «пиндосы», а то и москивичи, омичи, мигранты, «некоренные», «понаехавшие» и прочие-прочие) достали: их надо, как минимум, выгонять из России. Второй постоянно пишет о том, что «Рашка» обречена и надо валить из «этой страны».
Примеры: «А чего они у себя в аулах свадьбы не отмечают, на своей родине? Ездили бы там, как хочется, да и в воздух пали-не хочу... Может, и подорвал бы кто вот такой вот кортежик, на радость остальной России». (на новость о стрельбе на дагестанской свадьбе)
«Я из Питера, живу в Финляндии 27 лет. Знаю изнутри и финскую, и русскую жизнь. И вот, что возмущает несказанно - понахватают русские товариСЧи гражданств иностранных, без году неделя ещё, как приехав сюда. Ни языка толком не знают, ни истории страны, ни тем более Законов. И начинают плодиться! Чтобы получать максимум выплат и социальных пособий от государства! Требуют везде и всюду - наравне с финнами! А когда с них спрос по финским Законам - сразу орут, что они граждане России!» (на новость об изъятии детей у россиян в Финляндии)
2. Защитники РПЦ и «анти-православные». Первые неистово клянут Pussy Riot и антиклерикалов, вторые любят муссировать новости про ДТП с пьяными священниками.
Примеры: «Сначала какой-то народный собор, теперь соборяне... Совсем крышняк съехал, по ходу, у этих якобы православных... Ну веришь ты в бога, верь - всем на тебя по х… Но другим-то мозг е**ть зачем?» (на новость про акцию движения «Соборяне» «Мы – православные!»)
«Лена! Ты и есть настоящий патриот Святой Руси, а пусек-с**сек не надо в тюрягу, убьют же, жаль дур, долларов очень хотят, дадут им и всем дадут их поклонникам, а пусек надо осудить на лопату до пенсии и пусть там задирают свои костыли и задницы, и к ним до кучи всех их поклонников, чертей в человечьем облике». (на новость про Елену Ваенгу, негативно высказавшуюся про Pussy Riot)
3. Лоялисты и оппозиционеры – люди, кардинально разделившиеся «по политическим убеждениям». Первые любят Путина, Аркадия Мамонтова и передачу «Анатомия протеста», кляня Собчак, Навального и телеканал «Дождь». Вторые – с точностью до наоборот.
Примеры: «Да чего там! Переименовать все станции Питера в: Путинская1, Путинская2, Путинская3 и т.д. Вообще крыша съехала у «путелизов»...» (на новость про возможное переименование новой станции метро «Бухарестская»)
«Хотя бы на несколько месяцев посадить этих подростков за вандализм, чтоб у них было время подумать о своем поведении. А то что-то совсем смелые стали и думают, что за жалкую тысячу рублей, полученную от оппозиции, можно брать и засорять город подобными плакатами». (на новость про активистов «Другой России», которых задержали за плакат «Путин, мы всё помним»)
4. Бытовые экстремисты. Неисчерпаемый источник ненависти к: собачникам и догхантерам, автомобилистам и пешеходам, женщинам и мужчинам. А также сотрудникам ГИБДД, блогеру Роме Жёлудю, стрелкам часов (споры про переход-непереход с зимнего времени на какое-либо иное), авторам комментируемых публикаций… список бесконечен. В эту же категорию добавим «граммар-наци»: людей, чересчур усердно радеющих за чистоту русского языка.
Примеры: «Вы, наверное, тупой - собаки могут съесть отраву и в наморднике. Или может съесть отраву маленькая собачка - типа болонки или таксы, или пудель, которым в принципе намордник не надеть. И поверьте, за собаками нормальные хозяева смотрят. И гуляют на поводке и в намордниках». (на новость про запрет на пропаганду ненависти к животным)
«Заставить пересесть на общественный транспорт? Хрен вам, в гадюшнике метрище ехать, где воняет от людей немытостью недельной и больше, толкотня адова, шум ужасный, давка и толчия, всё это давит на тебя, то же самое и с автобусами, и прочими средствами. Никогда не сяду в общественный транспорт. Парковки строить надо, да дешевые, а то лупят по сотне в час, спасибо, такие не нужны». (на новость про то, что большинство автомобилистов паркуются с нарушениями)
5. «Офисный планктон»: с высокомерием относится к перечисленным типам хейтеров, считая, что один он «умный, в белом пальто стоит красивый».
Пример: «Большенство комментов бандерлогоф улыбают... детки в нете без родоков!» (орфография автора сохранена)