Абсолютно все опрошенные «МР» эксперты (некоторые – даже не дослушав вопрос) ответили, что грамотность письменной и устной речи в Петербурге падает. Специалисты не сошлись лишь в степени: диапазон мнений – от «немного хуже по сравнению с советскими временами» до «чудовищно, посмотрите на результаты ЕГЭ». Впрочем, если судить по результатам единого госэкзамена, уровень знания русского языка в Петербурге как раз растет: средний бал в 2012 году составил 63,48 против 61,23 – в 2011-м.
Почему же все уверены, что петербуржцы – вместе с прочими россиянами – становятся всё более неграмотными? Выяснилось, что дотошные исчерпывающие исследования никто не проводил: эксперты считают, что госорганам просто невыгодно «сверкать» неказистой статистикой. Отсюда – из общих ощущений (в социуме, в интернете, в воздухе) – и взялась убежденность: уровень грамотности падает.
Почему люди больше не стремятся быть грамотными:
1. Нет мотивации. «У нынешнего школьника отсутствует мотивация к грамотности. Потому что поступить куда-либо возможно, не показывая уровень грамотности («благодаря» системе ЕГЭ – «МР»), - говорит консультант школы грамотности Николая Романова Александр Быков. – С точки зрения карьеры грамотность тоже не нужна. Впрочем, еще встречаются работодатели, которые предпочитают отказывать неграмотным претендентам на то или иное место».
По мнению сопредседателя Санкт-Петербургского городского родительского комитета Михаила Богданова, ЕГЭ – не причина, а лишь отражение уровня грамотности. Или безграмотности. «Послушайте, введение метрической системы нисколько не изменило реальный вес предметов. Так и с ЕГЭ. Мерило не может изменить то, что оно измеряет. ЕГЭ может, впрочем, негативно влиять на мотивацию детей. Создавать психологические предпосылки. Но против этого успешно борются – и родители, и учителя».
2. Интернет и телевидение. «Благодаря» новым (да и старым) медиа взрослое население тоже теряет «привычку к грамотности». «В целом, на мой взгляд, интернет-пользователи стали более безграмотными, - говорит владелец интернет-издательства «Медиа Картель», интернет-буржуй Андрей Рябых. - Есть несколько факторов. Первый – скорость печатания. И определенные ограничения, которые накладывает тот же Twitter. Чтобы «уложиться» в 140 символов, приходится многие мысли укорачивать. Второе – определенные автоматические средства проверки орфографии. Они есть в том же браузере Firefox: в какой-то момент пользователь просто перестает задумываться о грамотности. Третье: в сети бытует множество диалектов. Был «падонковский» язык. Потом появились всякие «няшки», «пичальки». Всё это меняет привычный язык. Многие так и приучаются писать, например, слово «печаль» с ошибкой».
«Радио и телевидение тоже демонстрируют «испорченный» язык. Человек бессознательно усваивает такую речь как пример, - добавляет Александр Быков. – У школьников, которые слышат такую речь, формируется убеждение: необязательно быть грамотным, чтобы попасть в категорию успешных людей».
3. Дети мигрантов в школах. В Петербурге, согласно официальным цифрам (реальные, скорее всего, гораздо больше), около 9 тысяч детей-«неграждан» ходят в школы и детсады. Прошлогоднее исследование Высшей школы экономики выявило, что, в среднем, «этнические меньшинства» школьников показывают те же результаты, что и русские. По большинству предметов. Кроме русского языка.
«Учителю в классе приходится сложно, если в нем сидят дети, которые принципиально по-разному владеют русским языком, - говорит депутат Законодательного собрания (филолог по образованию) Александр Кобринский. – Преподавателю приходится останавливаться, уделять отстающим детям повышенное внимание».
Мода на грамотность
Быть безграмотным становится немодным. Модно – уметь складывать буквы в слова, слова - в предложения, предложения – в осмысленный текст. «Есть в интернете такой «мем»: молодой человек пишет девушке безграмотное сообщение, а она, прочитав его, говорит – теперь точно не пойду с тобой на свидание, - говорит Александр Кобринский. – Это естественный процесс. Например, после войны 1812 года интеллигенция, аристократы – которые французский язык знали лучше, чем русский – сразу решили, что теперь это «не патриотично». Так и теперь. Становится немодным курить. Писать с ошибками».
«Грамотность - набирающий популярность тренд в интернете. Она позволяет проявить свою «нетаковость», непохожесть», - подтверждает Андрей Рябых.
В том же интернете – в противовес повальным «пичалькам», частоколам знаков препинания (обильным многоточиям, скобкам и прочему, прочему) – появилось целое движение «граммар наци» (или лингвофашисты). Эти люди всегда укажут оппоненту по интернет-баталии, что «надевают одежду, а одевают – Надежду». «ВКонтакте» есть закрытая группа, которая называется Grammar Nazi: насчитывает более 2,6 тысяч участников.
«В целом, граммар наци – это разновидность троллинга, - считает Андрей Рябых. - Людей провоцируют на неконструктивный диалог. Вряд ли человек, который хорошо знает русский язык, будет жестко указывать другому на ошибки. Граммар наци обычно ведут себя провокационно: они за счет этого утверждают своё «я». А на мой взгляд, это просто неудачники».