«Я могу прооперировать вашего сына на отечественных материалах, но тогда у него может выпасть глаз» – так начал разговор с родственниками пациента врач отделения черепно-лицевой травмы Тигран Мкртычан. «У нас не было выбора, когда доктор расписал все прелести импортных материалов, мы согласились на платную операцию, – рассказывает супруга Ивана (имя изменено). – А потом он предложил заплатить деньги ему».
Иван оказался в Александровской больнице после «вечера с друзьями». «Вернулся поздно – все лицо в крови, стонал всю ночь, – рассказывает историю Катя, жена Ивана. – С утра отправила его в травмопункт. Когда его увезли в больницу, а потом еще и про глаз сказали, я была в шоке».
Врачи объяснили все плюсы и минусы системы обязательного медицинского страхования. Рассказали, что ждать бесплатную операцию можно неделю, а материалы, что оплачиваются по ОМС, оставляют желать лучшего, еще надо торопиться, иначе выпадет глаз. «Мы были в таком состоянии, что не думали ни о чем, кроме здоровья. Врач спросил, нужны ли нам чеки. Когда мы сказали, что нет, он заметил: “Тогда можете заплатить 15 тысяч лично мне”», – объясняет Катя. Иван добавляет, что даже не понял, что это вымогательство, в том состоянии он воспринял это как сочувствие.
Операция прошла хорошо. Сосед Ивана по палате поделился с ним секретом, что и его родственники заплатили лично врачу 18 тысяч. «Когда мне Ваня рассказал про соседа, я поняла, что они на всех наживаются. Я поняла, что мы дали взятку, сами того не подозревая», – говорит Катя. «Меня врач предупредил, чтобы я никому не говорил, что я ему заплатил», – добавляет Иван. Когда мужа выписали домой, Катя написала письмо в комитет по здравоохранению правительства Петербурга.
Такие ситуации случаются со многими, но не все придают их огласке. «Сразу видно, насколько человек платежеспособен. А если еще и что-то серьезное с родственником, то они готовы все сделать, как им скажут», – комментирует историю хирург, пожелавший остаться не названным. Юрист, специализирующийся на защите прав пациентов, рассказывает, что доктора обращают внимание даже на одежду родственников пациента. То есть если на вас норковое манто, то вам операция обойдется дороже, чем соседке в искусственном полушубке.
«Врач совершил вымогательство, пользуясь беспомощным состоянием пациента и его родственников, – комментирует ситуацию адвокат Ольга Зиновьева. – Но и родственники наделали кучу ошибок. Во-первых, следовало поинтересоваться, можно ли сделать операцию с имплантатом по системе ОМС». Для этого нужно позвонить по «горячей линии» территориального фонда ОМС. Пациенты часто не знают, что вправе либо выбрать страну изготовления имплантата за счет средств ОМС, либо поинтересоваться у организации-изготовителя отечественного имплантата о его свойствах. Родственникам тоже не нужно сидеть на месте. За небольшие деньги можно пригласить в больницу эксперта со стороны. И если операция относится к высокотехнологичной и дорогостоящей медицинской помощи, добиваться получения направления на операцию за счет бюджета.
После письма в комитет в квартире супругов раздался звонок. «Врач сказал, что ему срочно нужно с нами встретиться, – вспоминает Катя. – Он караулил нас в холле больницы, сказал, что вернет деньги и что проблемы ему не нужны». Супругов пригласили в кабинет начальства. «Я на вас не оказываю давление, но вы должны написать отказ от вашей жалобы, иначе я уволю врача. Придумали эту «горячую линию» ОМС, куда каждый идиот может позвонить, и нас буду трясти проверками», – заявил Владимир Комарницкий, заместитель главного врача.
«Мне стало жалко доктора, поэтому я написал, что претензий у меня к нему нет. Хотя жена моя настаивала на том, чтобы я ничего не подписывал», – рассказывает Иван.
Комарницкий вышел из кабинета с подписанным заявлением, а Тигран Мкртычан достал из кармана деньги, отсчитал 15 тысяч и отдал Ивану. Напоследок он сказал, что непременно ждет его на консультацию в феврале. И тихо добавил: «Спасибо».