Больше всего наша нынешняя эпоха похожа на монархию 3 июня. Это значит, что у нас есть авторитарный правитель, чью власть никто и не собирается оспаривать, а он не собирается ее отдавать. И есть Дума и прочие государственные институты, которые в реальности никакой власти не имеют. И тогда, почти сто лет назад, либеральная оппозиция (в то время это были кадеты) сделать ничего не могла. Октябристы и вовсе были проправительственной партией. Тем не менее, шла горячая борьба в парламенте, размежевание, и революционные настроения, конечно, нарастали.
В принципе, авторитарным правителем Россию не удивишь. Другое дело, что тогда это уже воспринималось негативно, и было очевидно, что все кончится большим взрывом. Как известно, третьеиюньская монархия, которая началась с разгона II Думы, закончилась с первой мировой войной. Многие историки, писатели, да и просто жители нашей страны называли эту эпоху чуть ли не золотым веком и любили сравнивать все экономические, социальные и прочие показатели именно с теми временами. Хотя на самом деле золотым веком та эпоха не являлась. Только если оглядываться на нее из 1920-30-х годов. У динозавров, видите ли, тоже был свой золотой век, но метеорит все испортил. Правда, в данном случае, Россия имела бы революцию и без метеорита, в роли которого выступила война.
Не забыть о той эпохе помогают современные черносотенцы, которых становится все больше. Помните: православие, самодержавие, народность. И тогда Дума тоже «чернела» на глазах. А точно так же, как и сейчас, творился упадок в экономике. Допустим, тогда не было нефтяного изобилия, и Россия жила за счет пшеницы, которая так стремительно не дорожала. Зато неурожаи случались. Кстати, о пшенице. Как и сейчас, пред думцами и правительством стояли важнейшие вопросы: реформа образования, аграрная проблема… И сейчас то же самое: проблемы решают уже десять лет - ничего не получается.
Сто с лишним лет назад Столыпин пытался создать в России фермерский класс. Не просто возродить сельское хозяйство, но создать прослойку людей, которые сами строят свое житье-бытье, и уважают государство. Ему нужны были избиратели. Не получилось. А вы знаете, каково в то время было вести бизнес? Чтобы открыть какое-то свое дело, требовался год хождения по инстанциям, а во Франции, для сравнения, - две недели. Ничего не напоминает?
Теперь представим, что революция произошла в наши дни, миновало 20 или 50 лет, и мы читаем новый учебник истории, описывающий нынешнюю эпоху. В идеальном обществе единого учебника, конечно, не будет. Будут разные школы, разные толкования. Будет только одно правило: точно сообщать даты, количество вооружений, если речь идет о войне, объем выработки свинца или сбора пшеницы, если об экономике и т.д. И выводы – но их учитель не должен навязывать. То есть преподаватель изложил известную истину о том, что у Гитлера было такое-то количество танков, потому что он стремился к мировому господству. У Сталина же, чему есть доказательства, танков было в четыре раза больше. К чему он стремился, думайте, дети, сами. С запоминанием одних только цифр не возникнет проблем и с ЕГЭ. Хотя в идеальной ситуации у ребят должен быть выбор: в какой форме сдавать экзамен: в письменной, устной или через компьютер.
Но такого у нас никогда не будет. Так же, как к власти не придет, например, Навальный. В принципе, можно воспользоваться еще перестроечным опытом и пригласить для написания учебника какого-то иностранца. Хотя написанные французами пособия никогда не были рекомендованы для школьной программы, и их читали только учителя и любопытствующие. Ждем изменения в программе по двум сценариям.Первый – государство не вмешивается в учебный процесс, и ситуация понемногу выправляется. Учебник Филиппова, который в 2007 году наделал столько шума, сейчас никто и не вспоминает. Ну, написала его группа учителей под руководством Суркова, ну была там глава по суверенную демократию… Сурков ушел из проекта и вся эти истерия затихла.
Нас ждет, конечно же, второй вариант: государство от и до контролирует систему обучения истории. Недавно, как вы знаете, появился законопроект, запрещающий экстремистам, в том числе тем, чья вина еще не доказана, преподавать в школах. Увы, я не могу прийти к Путину и сказать: давайте я поучу вас, как надо проводить разведку. Но почему-то он может прийти и сказать: я лучше вас знаю, как надо преподавать.
В учебнике будут описаны: роль церкви в развитии государства, описание роста экономики, в котором некоторые страницы будут замалчиваться, а вот информации о внешних врагах России не будет, дабы не провоцировать детей на разные необдуманные поступки. В целом, это будет довольно позитивный учебник.