Есть такая легенда, связанная со строительством Благовещенского моста. Якобы царь пообещал проектировщику Станиславу Кербедзу повышать его в звании за каждый воздвигнутый пролет. Тот быстро переиначил проект, сделав мост на два пролета длиннее: не шесть, а восемь, и через несколько лет стал генералом. Позонные открытия ЗСД и КАД, крайних станций метро без открытия промежуточных и пр. – напоминают чем-то эту историю. Как и недавнее рождение пятимиллионного жителя Петербурга: вроде бы праздник, но все равно ж осетрина второй свежести.
Попробуем прикинуть смету мероприятия, не требующего присутствия первых лиц. Самая легковесная трата – воздушные шарики. От 10 до 100 тысяч рублей. Выступление танцевальных коллективов – от 50 тысяч, если с аппаратурой. Могут быть бесплатными, если это детская группа: ребята будут рады показать себя высоким гостям, но им потребуется автобус, а это еще тысяч 10. Трибуны для почетных гостей – 140 тысяч (подобный заказ недавно делала администрация Красносельского района). Фейерверк – 250 тысяч (столько, например, берет за свои услуги в День открытия фонтанов музей-заповедник «Петергоф»). Можно обойтись и меньшей помпой, но тысяч 100 понадобится все равно.
В перечне госзаказов за последние несколько лет можно было найти и комплексные заказы – праздник в честь открытия заказника «Северное побережье Невской губы» – за 460 тысяч, и праздничное открытие стадиона при институте физкультуры имени Лесгафта. За 177 тысяч. Так что будем считать 250 тысяч минимальной цифрой. Плюс – те человеко-часы, которые водители проведут в пробках, пока будет идти торжественная часть. Плюс – совсем уж косвенные траты, например, оплата труда журналистов, освещающих мероприятие (вместо того, чтобы просто показать дорогу и карту с новой трассой) или кейтеринговых компаний, обеспечивающих фуршет. Впрочем, деньги эти не улетят как воздушные шарики, а будут потрачены внутри нашего же города, так что не жалко.
Работяг, которые строят для нас дороги, конечно же, надо уважать. И они вполне достойны праздника. Иногда даже – президентского рукопожатия, хотя у нас не Америка, и такие жесты редки. Если даже предположить, что все объекты строились руками петербуржцев, а не гастарбайтеров, для которых все равно что строить. Накрытый стол и премия за своевременную сдачу объекта повысит настроение кому угодно. А лишний визит на объект ради торжественной части? Скольких людей срывают с рабочих мест ради пафосного открытия? «Мой район» уже рассказывал, как проходила церемония сдачи Комплекса защитных сооружений. Руководителей предприятий, имеющих отношение к строительству дамбы, в ранге не ниже главного инженера, привезли на залив и держали час на отдалении от Путина, пока тот перерезал ленточку. Один из последних участков ЗСД открылся на день позже, потому что у премьера Дмитрия Медведева внезапно изменились планы. Впрочем, новые трассы почти никогда не сдаются без недоделок, так что их с чистой совестью можно открывать на неделю позже.
«Нарушение сроков связаны с тем, что у нас не функционирует нормально Стройнадзор, - говорит депутат Борис Вишневский. - В советские годы за пропущенные сроки начальник треста вполне мог получить по шапке, хотя нормы и тогда были очень жесткие. Но работы контролировали очень жестко. А у нас сейчас даже деньги есть, а контроля нет. Например, я недавно выяснил, что городской бюджет за три квартала был потрачен меньше чем наполовину. Куда эти деньги денут в конце года? И почему различные организации жалуются на безденежье, если средства на них выделены. Парадокс. Выделены деньги, не освоены, но их все равно нет. Я послал Полтавченко запрос на эту тему и теперь жду, что он ответит».
Конечно, бывают исключения: та же развязка на Приморском проспекте сдается в несколько этапов и без всякой помпы. Правда, и эти участки (или сопутствующие с ними путепроводы, например, в Лахте) тоже сдаются с опозданиями. Но небольшими – на день, неделю, максимум – месяц. По сравнению с Американскими мостами, проезд под которыми закрыт как минимум три лишних года, это пустяки. А про станции «Бухарестская» и «Международная», которые через месяц откроют наверняка с большим праздником – никто уже и не вспомнит, что их обещали запустить в 2010-м, а потом – в августе 2012-го. Зато в том же 2010 году замкнулось наконец кольцо КАД. Напомним, что его восточное полукольцо сдали на пять лет позже запланированного: не в 2003-м, а в 2008-м (впрочем, в 2006 проезд уже был открыт), то есть строили его 10 лет. Хорошо еще, что успели до кризиса. Он заморозил в городе множество проектов, и последствия мы ощущаем до сих пор.
Снижение финансирования обычно означает применение более дешевых технологий. А вот работать в три смены рабочие не будут, если только речь не пойдет о каком-то сверхсерьезном аврале. Так, тоннель под Пулковским шоссе копали дедовским методом с помощью экскаватора, хотя сначала планировали использовать горнопроходческий щит. Но, как ни странно, сдали объект раньше срока.
«Иногда открытие задерживается не только из-за трудностей с финансированием, - отметил депутат Заксобрания Алексей Ковалев. – Конечно, беда тут не в празднике, затраты на торжественное открытие – это капля в море, даже в океане. Беда в мохнатой лапе, которая загребает средства, а еще одна большая проблема – это целесообразность самого проекта. Так ли городу нужен стадион за 43 миллиарда? Не лучше бы потратить эти деньги на метро? Иногда эти проекты откровенно вредные. Например, знаете вы что-нибудь про готовящуюся развязку в Петергофе? Я видел ее в Генплане. Такое сооружение потянет не меньше чем на 100 миллионов рублей, а кто-нибудь скажет мне: нужна ли она, действительно ли на том переезде сплошные пробки? Проводились ли исследования ее целесообразности? Причем огромные траты – это еще не вся проблема. Развязка появится в Английском парке, буквально разрежет его пополам. И вот это будет уже серьезное преступление».
P.S. На днях стало окончательно ясно, что сквозной проезд по Пирговской набережной в этом году не заработает. Тоннель откроют не раньше 25 января. Напомним, что ранее срок открытия уже переносили, а изначально планировалось, что развязка будет пущена с 1 сентября.