Рецензия: «Хоббит»: смерть ежика и суп с соплями › Новости Санкт-Петербурга › MR-7.ru

Культура

Рецензия: «Хоббит»: смерть ежика и суп с соплями


версия для печати
Премьера Хоббита в России. В широкий прокат вышел фильм «Хоббит: Нежданное путешествие». О нет, это уже не милая волшебная сказка профессора Толкина. Питер Джексон сбацал очередную героическую трилогию, и трехчасовое «Нежданное путешествие» - ее первая часть.
Рецензия: «Хоббит»: смерть ежика и суп с соплями Фото: ИТАР-ТАСС

Хоббит премьера

Когда молодой и кудрявый Бильбо Бэггинс (Мартин Фримен)  достает светящийся меч и рубит гоблинов в капусту, сразу вспоминаются  битвы джедаев из далекой, далекой галактики. У дракона Смога - огневая мощь имперского истребителя. У Сарумана - взгляд сенатора Палпатина. «Звездные войны» - бессознательное  «Хоббита». Определенно, лавры Джорджа Лукаса не дают Питеру Джексону покоя. «Хоббит» - первый фильм приквел-трилогии, будет еще два «Хоббита» в дополнение к трем «Властелинам колец», в точности как у Лукаса.

Что делать, если довольно компактную сказку хочется растянуть на девять часов экранного времени?  Понапихать эпизодов и персонажей из «Властелина колец», а дырки залатать собственным сценарным креативом.

Так в фильме появилось его главное украшение - Радагаст Карий (Сильвестр Мак-Кой), полусумасшедший маг-гринписовец в шапке птичьего помета. У Толкиена о нем только намеком.  Радагаст  «злоупотребляет грибами» (глупая шутка авторов сценария), без ума от животного мира и похож одновременно на битника и Санта-Клауса. У него даже волшебная упряжка есть, только запряжены в нее не олени, а зайцы  (вздох умиления  в зале). А когда Радагаст волшебным дыханием воскрешает отравленного ежика (крохотные ножки, крохотный носик, крупный план) - зал и вовсе бьется в истерике.

  • TASS_3780725.jpg

    Кадр из фильма "Хоббит: Нежданное путешествие" (ИТАР-ТАСС)

  • TASS_3780716.jpg

    Кадр из фильма "Хоббит: Нежданное путешествие" (ИТАР-ТАСС)

  • TASS_3780720.jpg

    Кадр из фильма "Хоббит: Нежданное путешествие" (ИТАР-ТАСС)

  • TASS_3780721.jpg

    Кадр из фильма "Хоббит: Нежданное путешествие" (ИТАР-ТАСС)

  • TASS_3780722.jpg

    Кадр из фильма "Хоббит: Нежданное путешествие" (ИТАР-ТАСС)

  • TASS_3780724.jpg

    Кадр из фильма "Хоббит: Нежданное путешествие" (ИТАР-ТАСС)



Уже на примере с ежиком видно, что авторам не хватает чувства стиля. Им как будто жаль отказаться от приколов и изобретений ради художественного целого. Вот, допустим, тролли:  варят суп из гномов, чихают, сморкаются в котелок и рассуждают, что «с соплями вкуснее» (еще одна авторская шутка). И тролли обаятельные, и уйма денег вбухана в их живописное окаменевание, и юмор вполне себе средневековый. Но это все Рабле, при чем тут Толкиен?

Въедливые толкиенисты опять будут кричать, что ляпы кошмарные, что Галадриэль - блондинка, что гномы овладели чисто эльфийским мастерством стрельбы из лука, да и выглядят как бородатые эльфы. Крики эти от нехватки фантазии -  кино, конечно, самостоятельное искусство и может изобретать любые подробности, лишь бы они между собой сочетались.  Не о толкиеновские подробности споткнулся Питер Джексон, а о сам жанр.

И «Властелин колец», и  «Хоббит» - фэнтези, но  «Хоббит» ближе к классической fairy tale. Инициация героя, волшебный помощник, волшебное оружие  (и так далее, читайте Проппа) - обнаженная схема старой, старой сказки насажена на стержень ясного и ироничного языка. «Хоббит» - это героический эпос, рассказанный ребенку умным и добрым взрослым. Мир Средиземья в «Хоббите» еще не очень детализован, его история и героика - на уровне намеков и обещаний. В этом и прелесть книжки.



Но Джексон все похерил и сделал очередного «Властелина колец». Долой намеки. Все очень конкретно - и мечи, и погони, и драки. Все толкиеновские подтексты Джексон выводит в монологи. И вот Гэндальф (Йен Макеллен) на фоне заходящего солнца торжественно проговаривает главную идею «Хоббита» - о громадной роли маленького человека в истории. Ну зачем все опошлять?

В «Нежданном путешествии» вообще многовато разговоров (причем говорят мертвым каким-то языком) и очень мало действия. То есть внешнего-то действия полно. Герои бегут, когда за ними гонятся,  и дерутся, когда на них нападают. То есть ведут себя как животные, а не как герои. Принятые решения и мучительные сомнения не отражаются на светлом челе Торина Дубощита. Зато дерется он здорово.  

Настоящее кино начинается, когда Бильбо с Горлумом (Энди Серкис) садятся играть в загадки. Вот тут все по-честному: честный страх, честная ненависть, честная угроза смерти от мелких зубок этого обаятельного монстра. Вот где драма.  Увы, длится она десять минут, и хоббит снова бежит творить подвиги.  

О хорошем: Кейт Бланшетт по-прежнему сокрушительно красива, Горлум по-прежнему невероятная помесь зомби с обиженным ребенком, гномы отлично поют и выглядят - кроме тех, что похожи на эльфов.  Ну, и ежик, не забывайте о маленьком умирающем ежике, вот что главное.

Есть еще и дракон, но от него нам показали только лапы и хвост. Прочие части драконьего тела  - во второй и третьей части. Нам с этими «Хоббитами» еще два года возиться.     


«Хоббит: Нежданное путешествие» премьера

Страна производства: США
Бюджет: 180 млн долларов  
Режиссер: Питер Джексон
Авторы сценария: Питер Джексон, Гильермо дель Торро
В ролях: Мартин Фримен, Иэн Маккелен, Кейтр Бланшетт, Энди  Серкис, Сильвестр Май-Кой и другие.

АКТЕРСКИЙ СОСТАВ: 7 из 10
СПЕЦЭФФЕКТЫ: 7 из 10
РЕЖИССУРА: 4 из 10
СЦЕНАРИЙ: 3 из 10

Ранее по теме


Следите за новостями в Петербурге, России и во всём мире в удобном для вас формате:
Дзен, «Вконтакте», Telegram, Дзен.Новости, Google.News

Лента новостей



}