Хоббит премьера
Когда молодой и кудрявый Бильбо Бэггинс (Мартин Фримен) достает светящийся меч и рубит гоблинов в капусту, сразу вспоминаются битвы джедаев из далекой, далекой галактики. У дракона Смога - огневая мощь имперского истребителя. У Сарумана - взгляд сенатора Палпатина. «Звездные войны» - бессознательное «Хоббита». Определенно, лавры Джорджа Лукаса не дают Питеру Джексону покоя. «Хоббит» - первый фильм приквел-трилогии, будет еще два «Хоббита» в дополнение к трем «Властелинам колец», в точности как у Лукаса.
Что делать, если довольно компактную сказку хочется растянуть на девять часов экранного времени? Понапихать эпизодов и персонажей из «Властелина колец», а дырки залатать собственным сценарным креативом.
Так в фильме появилось его главное украшение - Радагаст Карий (Сильвестр Мак-Кой), полусумасшедший маг-гринписовец в шапке птичьего помета. У Толкиена о нем только намеком. Радагаст «злоупотребляет грибами» (глупая шутка авторов сценария), без ума от животного мира и похож одновременно на битника и Санта-Клауса. У него даже волшебная упряжка есть, только запряжены в нее не олени, а зайцы (вздох умиления в зале). А когда Радагаст волшебным дыханием воскрешает отравленного ежика (крохотные ножки, крохотный носик, крупный план) - зал и вовсе бьется в истерике.
Уже на примере с ежиком видно, что авторам не хватает чувства стиля. Им как будто жаль отказаться от приколов и изобретений ради художественного целого. Вот, допустим, тролли: варят суп из гномов, чихают, сморкаются в котелок и рассуждают, что «с соплями вкуснее» (еще одна авторская шутка). И тролли обаятельные, и уйма денег вбухана в их живописное окаменевание, и юмор вполне себе средневековый. Но это все Рабле, при чем тут Толкиен?
Въедливые толкиенисты опять будут кричать, что ляпы кошмарные, что Галадриэль - блондинка, что гномы овладели чисто эльфийским мастерством стрельбы из лука, да и выглядят как бородатые эльфы. Крики эти от нехватки фантазии - кино, конечно, самостоятельное искусство и может изобретать любые подробности, лишь бы они между собой сочетались. Не о толкиеновские подробности споткнулся Питер Джексон, а о сам жанр.
И «Властелин колец», и «Хоббит» - фэнтези, но «Хоббит» ближе к классической fairy tale. Инициация героя, волшебный помощник, волшебное оружие (и так далее, читайте Проппа) - обнаженная схема старой, старой сказки насажена на стержень ясного и ироничного языка. «Хоббит» - это героический эпос, рассказанный ребенку умным и добрым взрослым. Мир Средиземья в «Хоббите» еще не очень детализован, его история и героика - на уровне намеков и обещаний. В этом и прелесть книжки.
Но Джексон все похерил и сделал очередного «Властелина колец». Долой намеки. Все очень конкретно - и мечи, и погони, и драки. Все толкиеновские подтексты Джексон выводит в монологи. И вот Гэндальф (Йен Макеллен) на фоне заходящего солнца торжественно проговаривает главную идею «Хоббита» - о громадной роли маленького человека в истории. Ну зачем все опошлять?
В «Нежданном путешествии» вообще многовато разговоров (причем говорят мертвым каким-то языком) и очень мало действия. То есть внешнего-то действия полно. Герои бегут, когда за ними гонятся, и дерутся, когда на них нападают. То есть ведут себя как животные, а не как герои. Принятые решения и мучительные сомнения не отражаются на светлом челе Торина Дубощита. Зато дерется он здорово.
Настоящее кино начинается, когда Бильбо с Горлумом (Энди Серкис) садятся играть в загадки. Вот тут все по-честному: честный страх, честная ненависть, честная угроза смерти от мелких зубок этого обаятельного монстра. Вот где драма. Увы, длится она десять минут, и хоббит снова бежит творить подвиги.
О хорошем: Кейт Бланшетт по-прежнему сокрушительно красива, Горлум по-прежнему невероятная помесь зомби с обиженным ребенком, гномы отлично поют и выглядят - кроме тех, что похожи на эльфов. Ну, и ежик, не забывайте о маленьком умирающем ежике, вот что главное.
Есть еще и дракон, но от него нам показали только лапы и хвост. Прочие части драконьего тела - во второй и третьей части. Нам с этими «Хоббитами» еще два года возиться.
«Хоббит: Нежданное путешествие» премьера
Страна производства: США
Бюджет: 180 млн долларов
Режиссер: Питер Джексон
Авторы сценария: Питер Джексон, Гильермо дель Торро
В ролях: Мартин Фримен, Иэн Маккелен, Кейтр Бланшетт, Энди Серкис, Сильвестр Май-Кой и другие.
АКТЕРСКИЙ СОСТАВ: 7 из 10
СПЕЦЭФФЕКТЫ: 7 из 10
РЕЖИССУРА: 4 из 10
СЦЕНАРИЙ: 3 из 10