В Москве есть два товарищества собственников жилья (ТСЖ), представляющие собой две крайности. Первое украло у своих жителей почти 13 миллионов рублей, которые те заплатили за отопление. Второе сэкономило жителям 4 миллиона рублей.
Газета «Мой район» попыталась выяснить, почему появляются «хорошие» и «плохие» ТСЖ.
ИСТОРИЯ № 1. Жители дома № 52 на Ленинском проспекте исправно оплачивали счета, но должны 13 миллионов рублей за теплоэнергию «Московской объединенной энергетической компании», ее поставщику. Дело в том, что собственники квартир в домах с ТСЖ платят за свет, воду, тепло и другую коммуналку по счетам от своего товарищества. А оно уже рассчитывается с поставщиками.
Товарищество 52‑го дома с «МОЭК» не рассчитывалось три года. Как выяснило следствие, вместо этого деньги шли на счета фирм-однодневок и попадали в карман Виктора Долинского, председателя ТСЖ.
Жителям дома могут этой зимой отключить отопление. «Вряд ли это произойдет, но долг все равно никуда не денется, — говорит Давид Аветисян, житель дома. — Скорее всего, деньги, которые мы платим за ремонт, будут уходить в счет задолженности, и через некоторое время наш дом развалится».
Часть жителей, которые проводили ревизию работы ТСЖ в 2008 году, хотели переизбрать его председателя еще тогда. Возможно, всей этой истории не случилось бы. Но выбрали Долинского. «90 процентам жителей вообще до лампочки, что происходит в нашем доме», — считает Аветисян.
ИСТОРИЯ № 2. Жители трех домов в Марьино, наоборот, вернули себе деньги, которые переплачивали за отопление в течение трех лет. Эти дома (№ 19/2, 21/1 и 17/1 на улице Марьинский парк) объединены ТСЖ «Омега». Лину Рыхтикову, его председателя, знают буквально все жители трех домов. На ее кандидатуре настояли сами жители. В итоге она проверила счета домов с 2006 по 2009 год и обнаружила, что жители все это время платили больше, чем нужно. Большинство жителей проголосовало за то, чтобы сэкономленное потратили на общие нужды, рассказывает Лина.
Во всех подъездах, на всех этажах домов сделали ремонт. На бетонном полу появилась плитка, деревянные двери заменили на пластиковые. Это вдохновило жителей, они начали украшать свои площадки сами: ставить туда горшки с цветами, зеркала. «В подъезде стало настолько приятно и красиво, что я даже затеяла ремонт у себя в квартире», — говорит Галина Шарова, жительница дома № 21/1.
Впоследствии ТСЖ «Омега» с помощью жителей также добилось того, чтобы им благоустроили двор и бульвар, примыкающий к их домам.
ПОЛНОМОЧИЯ. «ТСЖ — это как маленькое государство, а его председатель — как президент, — говорит Людмила Кайсарова, председатель московского товарищества собственников жилья «Арбатец». У председателя товарищества есть много лазеек, через которые он может уводить деньги жителей. ТСЖ заключает договора с поставщиками коммунальных услуг, выбирает компании, которые делают ремонт в доме, устанавливает сумму, которую платит собственник квартиры каждый месяц.
Поэтому очень важно, чтобы председателем ТСЖ становился человек, которого все знают, кому доверяют. А на практике получается, что во многих случаях жители вообще ничего не знают о выборах председателя. «Большинству людей наплевать, что творится в их доме, лишь бы им самим ничем не заниматься», — считает Кайсарова.
Вот о них и написана история № 1.
ТСЖ в Москве начали создавать с 2008 года. В 2012-м проходила их проверка. В итоге выяснилось, что почти половина ТСЖ — липовые, то есть созданы без ведома жителей. У 83 процентов организаций нашли нарушения — председатели завышали тарифы и самостоятельно распоряжались имуществом дома.