Сергей Миронов |
Михаил Прохоров |
Назовите три первых решения на посту президента.
|
Принять указ, решающий проблему детской беспризорности. Бездомных ребятишек сегодня в России, увы, слишком много. Это стыд и позор. Остановить реформы Фурсенко, разрушающие систему образования, и отменить ЕГЭ. Внести комплекс законопроектов, создающих базу для по‑настоящему честных выборов.
|
Помилую Ходорковского первым же указом. Начну политическую реформу: президентский срок сделаю четыре года, а на второй срок можно будет пойти только один раз в жизни. На меня это правило тоже будет распространяться. Заставлю государство и госкомпании выйти из акционеров всех теле- и радиокомпаний там, где есть контрольные пакеты или блокпакеты акций. Независимость СМИ — важнейший приоритет.
|
Если вы станете президентом, кого бы вы хотели видеть премьер-министром?
|
Правительство возглавит Оксана Дмитриева. Она — один из самых ярких и талантливых экономистов современной России. Она способна проводить такой курс, в котором экономическая эффективность будет сочетаться с социальной справедливостью.
|
Позиция не сформулирована. |
Какие конкретные шаги нужно предпринять, чтобы победить коррупцию?
|
Приравнять коррупцию к госизмене. Увеличить сроки наказания за взяточничество. Ввести конфискацию имущества коррупционеров и членов их семей. Взять под контроль не только доходы, но и расходы чиновников, ратифицировать 20‑ю статью Конвенции ООН против коррупции, ввести в УК статью о незаконном обогащении. Учредить институт специального прокурорского расследования коррупционной деятельности любых должностных лиц, включая президента и членов правительства.
|
Нужно 200-300 единомышленников, которые приходят во власть и говорят: «Все, теперь играем по другим правилам. Взяток не берем, бизнесом по совместительству не занимаемся, честно работаем на государство». И сами показывают пример, как это делать. Начиная с президента. И тогда у нас будет моральное право бороться с коррупцией. А бороться с ней надо жестко, невзирая на лица. В Южной Корее пересажали очень больших чиновников и двух бывших президентов. И на системном уровне проблему решили.
|
Нужно ли изменить действующую избирательную систему?
|
Ввести уведомительный порядок регистрации партий, разрешить образование блоков и коалиций, вернуть графу «против всех». Все избиркомы должны формироваться на основе равного участия всех партий и без вмешательства исполнительной власти. Отменить выдачу открепительных талонов и досрочное голосование. Необходимо законодательно закрепить, что никакая партия не должна иметь больше 50 процентов мандатов в органах представительной власти.
|
Да. Я много раз говорил об этом — про четыре года и максимум два президентских срока за жизнь. Надо опять ввести прямые выборы губернаторов и мэров, вернуть одномандатников в Думу. Вернуть графу «против всех». Партии новые должны иметь возможность зарегистрироваться просто в уведомительном порядке — пусть их будет больше. Упростить процедуру сбора подписей для выдвижения в президенты. Два миллиона подписей — это для большинства совершенно нереально.
|
Нужно ли реформировать армию? Если да, то как? Если нет, почему?
|
Реформировать надо. Армия должна иметь квалифицированные кадры, рациональную структуру, сбалансированный боевой состав, современное вооружение. То, что происходит в армии сегодня, — не реформа, а антиреформа. На первом плане зачастую не безопасность страны и боеготовность, а сугубо бухгалтерские подходы. Наделана масса ошибок с сокращением офицеров, с учебными заведениями, с подготовкой контрактников.
|
Нужна профессиональная армия. Призыв надо отменять. Армия должна быть готова хорошо воевать в любой момент и получать за это достойные деньги. В первую очередь готовиться к локальным конфликтам и контртеррористическим операциям. Армия должна быть способна защищать граждан везде, где потребуется. Надо сохранить и ядерные ракеты, и космические войска, но нужнее более современное, «умное» обычное оружие. Вместо ВПК должны появляться гражданско-военные концерны, потому что сейчас трансфер технологий идет не из оборонки в гражданку, а наоборот — из гражданки в оборонку.
|
Разрешите ли вы населению приобретать и носить огнестрельное оружие?
|
Я за либерализацию в отношении права граждан на огнестрельное оружие, но либерализацию постепенную, на основе выверенной законодательной базы, предусматривающей надежный контроль и ответственность.
|
Не готов однозначно ответить. С одной стороны, надо дать гражданам возможность защищать себя, свои дома. С другой — рисков много. Смотрите, сколько летальных случаев с травматикой. А если боевое пойдет… Думаем.
|
Какие налоги нужно ввести, отменить и/или пересмотреть?
|
Ввести налог на роскошь и прогрессивную шкалу подоходного налога. Установить 20‑процентный налог на вывоз капитала. Лишить офшорные фирмы налоговых льгот и установить режим уплаты налогов по месту производства товара или услуги. Тем, кто вкладывается в создание рабочих мест в России, снизить налоговое бремя: НДС — до 10 процентов, по страховым взносам — до 26 процентов. Предоставить особый налоговый режим инновационному бизнесу. Потратилось предприятие на инновационные цели? Пусть вычитает эти расходы из сумм начисленного налога на прибыль.
|
Снизить страховые взносы до 25 процентов. И 10 лет это не менять. Налоги на труд должны быть низкими. А высокими надо делать налоги на сверхпотребление. Я — пример человека, который должен и готов такой налог платить. У меня большой дом — 2 тыс. кв. м. До 100 кв. м жилплощади на человека должно вообще не облагаться налогом, а со всего, что больше, — брать прогрессивный налог. Или, например, у кого-то около дома немаленький земельный участок. Я предлагаю: до 25 соток на человека вообще без налогов, а на все, что больше, — высокие.
|
Что нужно сделать, чтобы жилье стало более доступным?
|
Развертывать массовое строительство социального жилья. Надо дать возможность людям решать жилищную проблему не путем покупки квартир в собственность, а путем социального найма за посильную плату. Это должно быть недорогое, но комфортное жилье. Строить должна госкорпорация, которая бы стала мотором развития государственно-частного партнерства в этой сфере.
|
Государству надо строить дома и сдавать квартиры в них по приемлемым ценам. И пусть люди сразу там живут, пока не смогут взять ипотеку. Это просто способ быстро снять остроту жилищной проблемы. И это надо делать во всех городах, где больше полумиллиона населения.
|
Какие меры надо предпринять, чтобы в стране увеличилась рождаемость?
|
Предлагаю ввести семейную зарплату одному из супругов, если он не работает, воспитывает детей и при этом в семье не менее трех детей. Для молодых семей я введу такую схему кредитования покупки жилья: первый ребенок — списываем 25 процентов долга по кредиту, появился второй — 50 процентов, третий — погашаем все.
|
Матерям-одиночкам нужно платить полноценное пособие по уходу за ребенком не полтора года с рождения малыша, а до трех лет. Если ребенку не хватило места в детском саду, матерям можно выплачивать половину суммы годового содержания ребенка в садике (пока ребенку не исполнится 7 лет). Такой опыт мы успешно применяли в Норильске. Маме должен идти стаж, пока она сидит с ребенком.
|
ЕГЭ — правильная идея?
|
ЕГЭ ведет к подмене глубокого освоения знаний школьниками примитивным натаскиванием их на ответы по тестам. ЕГЭ ведет к неумению думать, размышлять, творить. ЕГЭ не устранил коррупцию из системы образования, а, наоборот, усугубил ее. ЕГЭ надо упразднять.
|
В нынешнем виде ЕГЭ нужно отменять. Уровень знаний на выходе из школы и так невысок. Плюс взятки за это — совсем уж беспредел. Все мы хотим, чтобы наши дети имели престижную работу. Но когда они выходят из учебных заведений, ни уровень их подготовки, ни само их образование часто вообще никак не соответствуют запросам на рынке труда. По специальности никто почти не работает, все корочки разные получили — и в менеджеры.
|
Что нужно, чтобы малый и средний бизнес расцвел?
|
Обеспечить доступ к дешевым кредитам и налоговые стимулы. Создать программы развития малого бизнеса и на федеральном уровне, и на уровне регионов. Жестко спрашивать с чиновников, ответственных за их выполнение.
|
Корень проблемы в том, что государство видит опору не в этом слое, но в людях зависимых, культивирует иждивенчество. Такие люди будут приходить и как надо голосовать из страха потерять зарплату, пенсию, пособие. А бизнес — это вообще главный враг. Хотя в чем он виноват? Мало платит работникам, мало платит налогов. Но все же понимают, что на самом деле это государство просто не может обеспечить справедливое перераспределение национального богатства. И никак не стимулирует эффективную экономику. Вот эти две задачи и предстоит решать.
|
Использование труда мигрантов — это необходимость?
|
Дешевый рабский труд вытесняет российских работников с рынка труда, развращает работодателей, создает межнациональную напряженность. В Россию должны приезжать на работу только те, в ком наша страна действительно нуждается, и в том количестве, какое действительно необходимо экономике. Нужно привлекать квалифицированных работников, а в отношении неквалифицированных — ужесточать квоты и создавать условия, при которых их массовое использование перестало бы приносить те сверхприбыли, какие приносит сейчас. Вплоть до введения специального сбора с работодателей.
|
Я не против легальных мигрантов, в этом есть реальная необходимость. Кто-то должен работать на стройках, кто-то — убирать улицы, есть и еще куда более непрестижная работа, куда наши граждане вообще не пойдут. Но те, кто к нам приезжает, должны себя вести нормально. В рамках закона и приличий в нашем понимании. Пусть язык учат, с традициями знакомятся, с порядками и уважают их. Если кто не будет этого делать, будем высылать и вообще запрещать въезд в Россию. Криминал — отдельная тема, это должно очень жестко пресекаться.
|
Оправдано ли финансирование кавказского региона в существующих объемах? Поддерживаете ли вы лозунг «Хватит кормить Кавказ!»?
|
Лозунг «Хватит кормить Кавказ!» опасен, ибо завтра могут сказать: «Хватит кормить Москву». Но механизмы распределения помощи регионам должны быть максимально справедливыми. Никаких привилегий. Есть такой показатель, как уровень бюджетной обеспеченности на душу населения, есть другие объективные критерии. Вот из них и надо исходить.
|
Надо понемногу сокращать федеральные дотации региону. И одновременно — до 2020 года — освобождать там компании, предприятия от налогов в федеральный бюджет. В том случае, конечно, если они создают хорошо оплачиваемые рабочие места. Пусть сами себя кормят. На это время придется ограничить самостоятельность региона в вопросах назначения руководителей силовых структур.
|
Требуется ли пересмотреть приговор Ходорковскому?
|
В виновности Ходорковского в экономических преступлениях по первому приговору у меня сомнений нет. По второму — есть вопросы. Иллюзий в отношении работы нашей судебной системы я не питаю. Ходорковский понес уже достаточное наказание. Власть совершенно напрасно делает из экс-главы «ЮКОСа» мученика. В случае победы на выборах я готов помиловать этого человека.
|
Ходорковского помилую немедленно, чтобы не тратить время на процедуру пересмотра приговора. Потому что приговор несправедлив. Но в тюрьмах и лагерях России — это признает сам министр юстиции Коновалов — сидят еще десятки тысяч невиновных людей. Политзаключенных там только сотни. Магнитский не был политзаключенным, но его убили в тюрьме. Нам надо освободить всех невиновных. Это важнейшая, срочная государственная задача.
|
Нужно ли захоронить Ленина?
|
Этот вопрос даже ставить сегодня не нужно. В стране немало тех, кто готов воспринимать любую попытку решения вопроса с захоронением тела Ленина как покушение на святыню, что приведет к ненужному гражданскому противостоянию. У нас и без этого проблем хватает. Лежит Ленин в Мавзолее — и пусть пока лежит.
|
Безусловно. Это просто по-человечески, по-людски. Есть ведь и его прямая воля на то. Но сделать это надо с уважением, деликатно.
|
Сейчас экономика России зависит от сырьевых отраслей. Считаете ли вы это нормальным?
|
Сидеть на сырьевой игле ненормально. Огромные нефтегазовые доходы не вкладывались в развитие собственных производств, а консервировались Минфином в ценных бумагах США и других государств. Мы, по сути, кредитовали чужие экономики под низкий процент, а в это время отечественным производителям приходилось набирать на том же Западе кредиты по высоким ставкам. От этой практики надо отказываться. Нужен базовый федеральный закон о государственной промышленной политике. Нужно определиться с приоритетными отраслями промышленного производства и не жалеть средств на их развитие. Минимум четыре процента от ВВП надо вкладывать в науку. Нужно не гнать нефть, газ, лес, другое сырье за рубеж, а создавать стимулы для глубокой переработки природных ресурсов внутри страны.
|
Разумеется, нам надо отходить от сырьевой модели и двигаться к индустриальной. Надо развивать те отрасли, которые опираются на интеллект, образование, опыт. Это такой же ресурс, как углеводороды или металлы. Сегодня этот ресурс не используется и ветшает. Нам надо переходить к глубокой переработке, развивать машиностроение, бытовую электронику, самолетостроение, инфраструктуру и так далее.
|
Кто был самым эффективным государственным деятелем всех времен и народов?
|
В США это, видимо, Франклин Рузвельт, во Франции — Де Голль, в Китае — Дэн Сяопин, в Индии — Махатма Ганди. В России правителем, добившимся самого мощного модернизационного рывка, был Петр Первый, хотя социальная цена реформ была слишком тяжела для народа.
|
У меня здесь нет ярко выраженных предпочтений. Что касается России, то самое эффективное правление было у Екатерины Второй.
|
Оцените деятельность руководства России за последние десять лет. Назовите основные ошибки и основные достижения.
|
В начале 2000‑х Путин и его команда много сделали для вывода страны из кризиса, для укрепления государственности, целостности России, борьбы с террористической угрозой. В то же время я всегда выступал против курса либерально-монетаристских реформ, которые привели страну к огромному социальному расслоению, деградации промышленного потенциала и разгулу коррупции. Все эти проблемы во многом связаны со ставкой на политический монополизм «Единой России», который усугубил всевластие бюрократии и ее безответственность перед народом. Для меня лично водораздел проходит через 2007‑й год, когда Владимир Путин принял решение стать лидером «Единой России». Считаю это большой ошибкой, которая сегодня больно нам аукается.
|
Если вы о Путине, то он, на мой взгляд, сделал то, что было необходимо России в начале 2000-х. Но сейчас перед страной стоят другие вызовы, и отвечать на них надо по-другому. И делать это должны другие люди.
|