Внутри. В одном из гротов (слева направо) Екатерина Романова, Виктор Бакулин, Илья Пономарев, проводники Сергей и Павел. Проводники показывают на карте, как устроена система ходов в каменоломнях. Фото Ивана АФАНАСЬЕВА
Григорий Лесин выходные любит проводить в подземелье.
Подземелье — это пещеры под Москвой в Домодедовском районе. Вернее, это система каменоломен — Сьяны. Практически каждые выходные туда спускаются десятки человек. У некоторых из них там есть свои подземные комнаты.
ВТОРОЙ ДОМ. Григорий Лесин в первый раз спустился под землю пять лет назад. Теперь у него как у старожила свой грот, в котором он регулярно ночует в спальнике. Рядом — общая кухонька с газовой горелкой. Под потолком на крюке подвешивают еду — чтобы не достали крысы.
СПУСТИТЬСЯ В ПЕЩЕРУ
Проводника для похода в Сьяны можно найти на сайте «Вконтакте», группа так и называется — «Сьяны». Лучше сформировать группу из нескольких человек.
Ночевка. Если спускаться с ночевкой, понадобятся спальник, пенка, еда и два фонарика.
Удобства. Воду можно будет набрать в пещере. Душа в каменоломнях нет, зато есть туалеты — для них специально отведены гроты.
ИНТЕРЕСНОЕ
В полугроте «Громов» лежит «Аристарх» — человеческий череп. Его считают духом пещер.
Есть рисунок голой женщины. Картину назвали «Маргарита».
В системе есть даже храм. Григорий Лесин утверждает, что его освятил православный священник.
Григорий объясняет, зачем он спускается под землю: там тишина, другой мир, «там видишь людей без масок». Раньше Лесин лазал по системе, чтобы открывать для себя новые места, теперь ему интересней общаться с другими людьми, показывать пещеры, наблюдать за реакцией посетителей.
ВХОД. В XVII веке в каменоломнях в Сьянах добывали известняк для строительства. В 1917 году добычу прекратили. В 1970‑х систему закрыли — завалили входы. А в конце 1980‑х спелестологи* открыли вход «Кошачий лаз», через несколько лет его обустроили: укрепили бетонными кольцами, поставили наверху будку от дождя, установили железную лестницу.
Общая протяженность искусственных пещер — примерно 20 километров.
Иногда здесь находят клады. Лесин рассказывает, как однажды они с товарищами разобрали стену, а в кладке обнаружили канистру со спиртом.
СЕЗОН. Сезон начинается в ноябре — тогда на празднование открытия в системе собираются около тысячи спелестологов. Но в обычные выходные народу здесь не более пары десятков человек. Внизу, у входа в каменоломни, лежит журнал. В нем отмечаются все водящие и выходящие. Если вышло меньше человек, чем указано в журнале, проводники начинают спасательные операции.
В пещерах все время одна температура: градусов 10 тепла, даже когда на улице плюс 30 или минус 20. Воздух довольно свежий.
ЧАЙНИКИ. Илья Пономарев в Сьяны залез впервые. Вообще‑то он не спелестолог, а диггер: лазает с друзьями по действующим канализационным коллекторам в спальных районах, например, в Люблино. Он присоединился к группе других новичков в сети «Вконтакте», там же договорились и с проводником. Илья говорит, что впечатления сильно похожи на те, которые испытываешь, лазая по канализации, только в пещерах почище.
*Спелестологи — это вроде как спелеологи, только они исследуют пещеры искусственного происхождения: катакомбы, шахты, каменоломни