Про полет Гагарина сказали не всё. 12 апреля 1961 года советское руководство решило умолчать о том, что Юрий Гагарин приземлился на парашюте, а совсем не в спускаемом аппарате, как это было озвучено официально.
На высоте семи километров космонавт на кресле катапультировался из спускаемого аппарата. Потом на высоте три-четыре километра отцепился и от кресла. На парашюте Гагарин опустился на землю в районе села Смеловка в Саратовской области, в 150 километрах от расчетной точки. Такой сбой произошел из-за того, что полет закончился на одну секунду раньше.
Конструкцией спускаемого аппарата было предусмотрено, что космонавт сможет приземлиться и в нем. Но руководство полета решило не рисковать жизнью Гагарина и выбрало менее, как тогда казалось, рискованный вариант приземления. Почему не стали рассказывать всю правду о приземлении первого космонавта — непонятно.
Вместе с белкой и стрелкой летала крыса, а на черепахах испытывали перегрузки. Собак для космических полетов специально набирали в подворотнях. Медики, которые готовили их, были уверены, что дворняжки лучше перенесут полет, чем породистые псы.
Центр подготовки собак находился в красно-кирпичном особняке рядом со стадионом «Динамо». В советские годы он фактически стал корпусом военного Института авиационной и космической медицины.
Первый раз собаки полетели на ракете 22 июля 1951 года. Собак звали Дизик и Цыган. До космоса они не долетели. Ракета поднялась в верхние слои атмосферы. После чего модуль с собаками отсоединился и благополучно приземлился. Дизик погиб уже при следующих испытаниях. Цыгана в космос решили больше не отправлять.
Лайка была первой собакой, которая достигла орбиты. Она умерла через четыре часа после полета от удушья и жары. В то время еще не умели отводить лишнее тепло из кабины.
Вместе с Белкой и Стрелкой на орбиту Земли летала белая крыса и несколько мышей.
В 1968 году в космос отправили черепах. На них хотели испытать, как животные перенесут перегрузки при возвращении со второй космической скоростью. Спускаемый аппарат приземлился в Индийском океане.
Моряки советского судна, которые доставали спускаемый аппарат, услышали внутри шуршание, а потом послышался удар, звуки повторялись. Моряки подумали, что запустился механизм самоликвидации. Черепах извлекли из спускаемого аппарата только в Москве.
50 грамм. Первые фотографии Гагарина после приземления сделал Валентин Смирнов, начальник станции слежения. Его группа нашла Гагарина после приземления. Смирнов взял фотоаппарат Kodak Retina, но особист не разрешил снимать. Тогда Валентин Смирнов повесил фотоаппарат на шею, выставив заранее примерно диафрагму и глубину резкости, и снимал не глядя, говорит Герман Смирнов, сын Валентина. Гагарин выглядел очень плохо: он все время мелко дрожал и его рвало, пересказывает Герман воспоминания отца. После того как Гагарина вытащили из скафандра, он сел отдохнуть. Ему принесли поесть. Кто-то предложил водочки за такое событие. Гагарин не отказался. Когда Герман Смирнов пошел в школу, его отца каждый год 12 апреля просили прийти в класс и рассказать о том, как он встречал Гагарина.