Экспонаты. Посетители осматривают экспозицию в одном из залов Политехнического музея. Фото Сергея ДУВАНОВА
Кризис в Политехе. «В 2008 году из бюджета нам было выделено 180 миллионов рублей, и мы истратили все до копейки, — рассказывает Гурген Григорян. — В 2009 году нам запланировали уже 150 миллионов рублей. А потом, в связи с кризисом, нам и эту сумму сократили до 140 миллионов».
Руководство музея рассчитывало компенсировать потери с помощью средств от аренды — шесть процентов площадей в Политехе Росимущество сдает частным компаниям, по словам Григоряна, это приносило музею около 20 миллионов рублей в год.
|
«Но здесь нас ждало другое разочарование, — продолжает Григорян. — В середине прошлого года Росимущество более чем в два раза повысило ставку арендной платы, обещали, что за счет этого мы будем получать больше денег. В итоге половина арендаторов разбежалась, а новые не рвутся».
Общероссийское повышение зарплаты бюджетникам также ударило по музею. Распоряжение увеличить зарплату сотрудников на 30 процентов музей получил, а дополнительных денег на эти цели — нет.
«На содержание музея у нас осталось около 40 миллионов рублей — это вдвое меньше, чем в прошлом году», — признается директор. По его словам, этого хватит лишь на то, чтобы уберечь музей от закрытия — о новых выставках, модернизации экспозиций речи не идет.
«Пока мы сняли свою подпись под соглашением об оплате электроэнергии, так как в этом году нам выставили договор на семь миллионов рублей вместо прошлогодних пяти, — поясняет Григорян. — Теперь нам могут отключить свет».
Кризис в музеях. Многие музеи оказались сейчас в сложной ситуации, сообщил Марат Гельман, искусствовед и галерист. «Спонсоры ушли», — поясняет он. К примеру, Музей изобразительных искусств имени Пушкина (ГМИИ) уже заявил, что в этом году сконцентрируется на демонстрации собственных собраний, хранящихся в запасниках, а привозных выставок станет меньше.
По словам Зинаиды Бонами, замдиректора музея, уже были получены отказы от серьезных партнеров с мировым именем.
Музеям ничего не остается, как пережидать сложности и выполнять функцию только хранилища, а не выставочной площадки, полагает Марат Гельман.