
— Падение фондового рынка — это не проявление кризиса, это один из симптомов болезни. А болезнь — это сжатие кредита. Грубо говоря, депрессия. И человек может попасть под сокращение, ему могут приостановить выплату зарплаты, вырастут цены. Так что депрессия касается всех.

— Такое вряд ли случится. Если деньги закончатся в мелких банках, то эти банки будут поглощены более крупными. И поэтому переживать, что кончатся деньги, не стоит.

— Есть ощущение, что подешевеют, но не сразу. Я думаю, что начнется процесс удешевления к Новому году и в следующем году средняя цена квадратного метра по Москве опустится на 20–25 процентов.
Это произойдет из-за того, что у людей будет мало свободных денег на руках. Кроме того, на рынок выходят инвестиционные квартиры и предложение увеличивается.

— Нет, потому что дефицита продуктов питания не будет. Они просто поднимутся в цене.
Куда нести свободные деньги? Отвечает Андрей Труфанов, компания «Атон»:
— В данный момент тратить деньги на какие-то развлечения или предметы быта — не очень дальновидная политика. Лучше отнести их в банк на депозит и получить хоть какой-то процент дохода.

— В принципе государство может обойтись без бирж. Например, так было при СССР. Но сейчас закрывать биржи не имеет смысла. Фондовый рынок нужен — это ориентир для экономики, это способ капитализации бизнеса.
Также государство так или иначе будет поддерживать обращение наличности, чтобы не вызвать волнения среди простых граждан.

Ставки по кредитам будут выше, чем сейчас, потому что деньги сильно подорожали. Уменьшится количество банков, которые выдают кредиты.
Ставки по потребительским кредитам будут 24–22 процента, автокредитованию — 18 процентов, ипотеке — 12–14 процентов, и только в банках с государственным участием. Также ужесточатся требования к заемщикам и возрастет количество отказов в ссуде.