Boeing 737–500, разбившийся 14 сентября в Перми, до того, как попал в Россию, эксплуатировался в Китае. Уже известно, что в последний полет из Москвы он отправился с отключенными из-за повреждений автоматом тяги (он поддерживает скорость самолета в автоматическом режиме) и TACS (помогает избежать столкновения со встречным самолетом).
Пережитки. В справке Минтранса по итогам 2006 года отечественный авиафлот назвали «физически и морально устаревшим». С тех пор ситуация изменилась мало.
Сегодня в реестре гражданской авиации числятся свыше 6,2 тысячи судов. Из них перевозят пассажиров меньше половины — всего 40–45 процентов, а остальные устарели и не используются, говорят в пресс-службе Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиация).
Средний возраст большинства самолетов, которыми летают россияне, 20–30 и больше лет, говорит представитель агентства, попросивший не называть его фамилии.
Б/У. Значительную часть авиапарка составляют самолеты бывшие в употреблении — те, которые сменили уже не одного владельца.
Авиакомпаниям выгоднее приобретать б/у лайнеры, поскольку это намного дешевле. Подержанный самолет обойдется в 15–20 миллионов долларов, а за новый придется отдать от 50 миллионов и выше.
Эту разницу в цене объясняют не только различием технических параметров лайнеров. За новый самолет, привезенный из-за границы, авиакомпания платит пошлину.
Подержанный авиалайнер обойдется в 15–20 миллионов долларов, а за новый самолет придется отдать 50 миллионов долларов и выше |
По данным Росавиации, в 2007 году в стране сделали всего шесть самолетов, а в 2008 году — 15.
Этого количества недостаточно, чтобы закрыть потребность российских авиакомпаний, говорит Олег Пантелеев из агентства «АвиаПорт».
Старых не бывает. Нет ничего страшного в том, что авиаперевозчики пользуются бывшими в употреблении самолетами, считает Рафаил Аптуков, вице-президент некоммерческого партнерства «Безопасность полетов».
«Нет такого понятия, как «старый» самолет. Есть самолеты, которые допущены к полетам, и есть те, которые не прошли технический контроль», — объясняет Аптуков.
В этом году в авикатастрофах по всему миру погибло свыше 600 пассажиров. В то же время только на дорогах России ежегодно гибнет свыше 30 тысяч человек. Летать намного безопаснее, чем ездить на автотранспорте, резюмирует Аптуков.
Перспективы. Доля подержанных самолетов на отечественном рынке может стать меньше, если правительство поддержит инициативу депутатов законодательного собрания Петербурга. Они предложили ввести запрет на покупку российскими перевозчиками заграничных б/у лайнеров. Выпуск же отечественных самолетов планируют увеличить — к 2012 году новых судов должно появиться уже свыше 400.
Хотя в быстрый рост верят не все. «Для реализации этих прогнозов нет ни кадров, ни финансов, ни материальной базы», — говорит Олег Пантелеев. Государство сегодня не в состоянии поддержать авиапром должным образом, считает аналитик.