Цена билетов на чартерные рейсы вырастет как минимум на 10 процентов, заявил Роман Пахомов, глава компании «ВИМ-авиа», крупнейшего чартерного перевозчика.
Так авиакомпании реагируют на «чартерный скандал», разразившийся на минувших выходных. 3 и 4 февраля около 2,5 тысяч человек оказались блокированы в аэропорту «Домодедово» из-за длительной задержки 12-ти международных рейсов. Успокаивать пассажиров, вынужденных ночевать в зале вылета, пришлось усиленным нарядам милиции.
Месяц назад чартерным перевозчикам уже приходилось извиняться за длительные задержки вылетов. 13 января около 400 пассажиров двух рейсов компании «ВИМ-авиа» провели в «Домодедово» более суток, прежде чем смогли вылететь в итальянский аэропорт Римини.
Как рассказала Ирина Тюрина, пресс-секретарь Российского союза туриндустрии, в течение рождественских и новогодних каникул только в московских аэропортах было задержано более 60 чартерных рейсов.
Ространснадзор тогда вынес предупреждения компаниям «ВИМ-авиа», «Сибирь», «Красноярские авиалинии» и «Башкортостан».
Кристина Тухтарова 29 декабря вместе с сотнями других россиян ночевала в чешском аэропорту в Пардубице: самолет «Красноярских авиалиний» не прилетел за пассажирами. Причем людей никто не предупредил, поэтому они прошли паспортный контроль и уже не могли выйти обратно на улицу.
«В загоне, где мы были вынуждены провести все это время, было крайне душно, — вспоминает Кристина. — Детям пришлось тяжело: в аэропорт дважды вызывали «скорую». Оба раза из здания выпускали только детей (и то только в машину «скорой»), родителей оставляли нервничать все в том же загоне.
В итоге, говорит Кристина Тухтарова, рассвирепевшие мужчины из числа российских пассажиров сумели вырваться на взлетно-посадочную полосу и фактически захватили пустой самолет другой российской компании. В результате долгих переговоров с участием представителей консульства «Красноярские авиалинии» заплатили компании, которой принадлежал свободный лайнер, и он отвез россиян на родину. Москвичка Елена Яблокова минувшим летом столкнулась с обратной проблемой. Ее чартерный рейс на Кипр из «Домодедово» улетел без нее. По словам Елены, время вылета несколько раз переносили. И хотя Елена вместе с семьей зарегистрировалась на рейс за 50 минут до вылета, из-за огромной очереди на паспортный контроль и досмотр они не успели к самолету.
В итоге Яблоковым пришлось купить новые билеты, чтобы их путевки не превратились из «горящих» в «сгоревшие». Ни авиаперевозчик, ни турфирма не стали компенсировать дополнительные расходы. В случае конфликта с чартерными авиаперевозчиками, например, при длительной задержке рейса, необходимо написать заявление в претензионную комиссию авиакомпании, приложив билеты и все необходимые чеки, говорит адвокат Роман Островский. Но, по его словам, доказать свою правоту будет все равно очень сложно: у авиаперевозчика всегда есть шанс отвертеться, объяснив задержку вылета объективными обстоятельствами, например непредвиденной поломкой двигателя.
Министерство транспорта готовит изменения в законодательство, ужесточающие ответственность авиаперевозчиков (в особенности — чартерных) перед пассажирами. Как отметил Тимур Хикматов, пресс-секретарь Минтранса, наибольшие споры вызывает размер компенсационных выплат за задержку вылета. «Поправки в законодательство, проходящие сейчас согласование в ведомствах, предусматривают повышение компенсации до 300 рублей за час задержки вылета», — рассказал Хикматов.
Как пояснил Роман Пахомов из «ВИМ-авиа», эти расходы все равно лягут на плечи пассажиров. Именно этим и объясняется обещанное им подорожание билетов.
Что нужно знать пассажирам чартерных рейсов:
-
Низкая стоимость билета обеспечивается тем, что туроператор обычно выкупает рейс целиком почти по себестоимости.
-
Чартерные билеты не подлежат обмену и возврату, ведь в данном случае авиабилет — просто часть вашего тура. Вопросы обмена и сдачи такого билета ни Гражданским, ни Воздушным кодексами не оговорены.
-
Действующее законодательство устанавливает ответственность авиаперевозчика только перед пассажирами, которые уже прошли паспортный контроль. В случае задержки рейса авиакомпания должна обеспечить горячее питание каждые три часа, а также размещение в гостинице.
- На данный момент компенсация за задержку вылета — 25 рублей за каждый час задержки, но не более 50 процентов от стоимости билета.