Том Хупер - самый многообещающий режиссер Великобритании: он делает второй отличный фильм подряд. «Король говорит» был психологичен и довольно строг, но в финале, под раскаты Бетховена, режиссер намекал, что хочет делать кино громкое и эпическое. И вот - «Отверженные». Это не экранизация романа, а фильм по мотивам мюзикла. «Отверженные» 1980 года не были музыкальным шедевром, но удивительно отозвались в общественной жизни того времени: песню восставших парижан «Do You Hear the People Sing» («Вы слышите - люди поют») пели расстрелянные на площади Тяньаньмэнь в Китае в 1989-м.
Хупер понимает и приумножает остросоциальное в «Отверженных». Лучшие номера - массовые: хор проституток, марш революционеров, пение каторжан. Композиции этих сцен выстроены, как на французских полотнах XIX века; и надо отметить, оператор Дэнни Коэн невероятно эволюционировал. Почти как мастера советского авангарда, Хупер и Коэн наслаждаются фактурой толпы и высвечивают в ней рельефные портреты. Ханыга, рвущий зубы портовым шлюхам. Студент с растрепанными бакенбардами, которого через минуту поднимет на штыки солдатня. Офицер, который боится стрелять по ребенку (но приказ есть приказ).
Если даже такие эпизоды хороши, то что уж говорить о главных ролях. Предположим, вы книжку не читали и мюзикл не слушали - тогда знакомьтесь. Беглый каторжник Жан Вальжан (Хью «Росомаха» Джекман), мать-одиночка на панели Фантина (Энн «Женщина-кошка» Хэтэуэй), патологически честный полицейский Жавер (Рассел «Гладиатор» Кроу), мошенник Тенардье (Саша Барон «Борат»Коэн). Звезды супергеройских боевиков и комедий поют неровно, с надрывом, кто во что горазд (Рассел Кроу - хорошо, а Энн Хэтэуэй - просто отлично). Однако тут не музыка главное, Хупер драматизирует мюзикл, плоскому жанру придает третье измерение и возвращает «Отверженным» настоящий драматизм Гюго.
За каждым из главных героев интересно наблюдать. Фантина в исполнении Энн Хэтэуэй растерзана и физиологична, как будто над ней потрудился сам Ларс фон Триер, фильм стоит смотреть просто ради ее трехминутной арии. Рассел Кроу работает над ролью Жавера в духе своих «Секретов Лос-Анджелеса» и «Гладиатора - античная верность закону и порядку застывает на лице каменной маской и взрывается гримасой обиженного ребенка, когда мир предстает во всей своей беззаконной и беспорядочной неоднозначности.
Ну, а дуэт семейки Тенардье заставляет вспомнить лучшие кадры «Кабаре» - гротеск и бурлеск высшего пошиба. Мошенники, напевая и пританцовывая, снимают с доверчивых посетителей трактира горы очков, километры галстуков, выуживают из карманов миллионы золотых момент. Мегаломанский гимн низости исполнен на пару Хелен Бонем Картер и Сашей Коэном (про него давно знали, что он комик от Бога, а вот она проявляет свой эксцентрический талант впервые).
Оригинальный мюзикл был простоват и плакатен, но благодаря отличным крупным планам и большим актерам на ключевых ролях «Отверженные» заиграли всеми красками. Да, фильм прямолинеен (Фантина слишком несчастная, Вальжан слишком отверженный и так далее) - зато это по-настоящему ясное и демократичное высказывание против бедности и угнетения. Чтобы даже дураки поняли, какой социальный смысл вложен в это пение и эти танцы, Хупер заканчивает фильм прекрасно выстроенными баррикадами - и все герои машут красным флагом на фоне восходящего солнца. Есть, значит, надежда.
Отверженные (Les Miserables)
Страна производства: Великобритания
Бюджет: 61 млн долларов
Режиссер: Том Хупер
Автор сценария:Уильям Николсон (по роману Виктора Гюго и мюзиклу 1980 года)
Композитор: Клод-Мишель Шонберг
В главных ролях: Хью Джекмэн, Рассел Кроу, Энн Хэтэуэй, Саша Барон Коэн, Хелена Бонем Картер и другие
АКТЕРСКИЙ СОСТАВ: 9 из 10
РЕЖИССУРА: 7 из 10
СЦЕНАРИЙ: 7 из 10