Апраксин двор: от главного рынка турецкой и китайской одежды до Города хэндмейд-мастеров › Новости Санкт-Петербурга › MR-7.ru

Город

Апраксин двор: от главного рынка турецкой и китайской одежды до Города хэндмейд-мастеров


версия для печати
«Чрево Петербурга», лакомый кусочек для инвесторов, штаб-квартира исламских радикалов, неоднократно горевший стихийный рынок, а теперь еще и «Город мастеров»? Легендарному и во многом печально известному Апраксину двору задумали будущее центра ремесел и торговли Петербурга. Чем может обернуться эта идея, выяснял «Мой район».
Апраксин двор: от главного рынка турецкой и китайской одежды до Города хэндмейд-мастеров Фото: flickr.com(vastateparksstaff, archer10 (Dennis))/википедия(A.Savin)Дмитрий Кутиль

Апраксин двор – архитектурный комплекс в центральной части Петербурга, ограниченный улицами Садовой, Ломоносова, набережной Фонтанки и Апраксиным переулком. Предположительно, участок площадью 14 га начал застраиваться в середине XVIII века. До недавнего времени был обнесен синим забором, который мешал пешеходам и вызывал лютую ненависть у местных торговцев.

В феврале 2013 года истек срок инвестиционного соглашения на реконструкцию Апраксина двора, который правительство Петербурга выдало компании «Главстрой» алюминиевого магната Олега Дерипаски. Градозащитники восприняли новость с воодушевлением: проект реконструкции, с их точки зрения, не соответствовал задаче сохранения самобытного памятника культуры. В качестве альтернативы участники петербургского отделения Всероссийского общества охраны памятников вынули из закромов идею конца 80-х, – превратить Апраксин двор в культурно-досуговый центр с условным названием «Город мастеров».

Подобные центры есть во многих исторических городах Европы, в частности, в Таллине и Нюренберге. Так описывают идею градозащитники: «Обособленный комплекс в старых стенах, особняком стоящий от всей окружающей застройки, где работают ремесленники, хранители традиционных для этого места ремесел, и тут же продают свой товар. Это всегда место паломничества жителей и туристов, ищущих то, что не в состоянии произвести на своих конвейерах интернациональная промышленность». Георгий Полтавченко в 2012 году предлагал реализовать похожую идею, правда, не в исторической части города, а в Озерках.

«В нашем городе мало места для камерной общественной уличной жизни. Архитектура Апраксина позволяет создать этот эффект камерности, когда жизнь происходит не только за дверями, но и на улице», – комментирует активистка ВООПИиК Елена Минченок. Правда, у проекта могут быть не только плюсы. Как к нему отнесутся потенциальные скептики?

  • _DSC6115.jpg

    Фото: Сергей Николаев

  • _DSC5976.jpg

    Фото: Сергей Николаев

  • _DSC5978.jpg

    Фото: Сергей Николаев

  • _DSC5981.jpg

    Фото: Сергей Николаев

  • _DSC5997.jpg

    Фото: Сергей Николаев

  • _DSC6000.jpg

    Фото: Сергей Николаев

  • _DSC6008.jpg

    Фото: Сергей Николаев

  • _DSC6011.jpg

    Фото: Сергей Николаев

  • _DSC6016.jpg

    Фото: Сергей Николаев

  • _DSC6028.jpg

    Фото: Сергей Николаев

  • _DSC6033.jpg

    Фото: Сергей Николаев

  • _DSC6034.jpg

    Фото: Сергей Николаев

  • _DSC6043.jpg

    Фото: Сергей Николаев

  • _DSC6048.jpg

    Фото: Сергей Николаев

  • _DSC6052.jpg

    Фото: Сергей Николаев

  • _DSC6072.jpg

    Фото: Сергей Николаев

  • _DSC6078.jpg

    Фото: Сергей Николаев

  • _DSC6084.jpg

    Фото: Сергей Николаев

  • _DSC6086.jpg

    Фото: Сергей Николаев

  • _DSC6099.jpg

    Фото: Сергей Николаев



Под видом мастерских в Апраксином откроются дорогие бутики и интерьерные салоны?

«Авторская ювелирка, которая стоит от 3 тысяч рублей до бесконечности, – считается дорогим бутиком? – реагирует участник инициативной группы по созданию «Города мастеров» Елена Минченок. – Я недавно столкнулась с армянским ювелиром, которая делает потрясающие вещи. У нее нет представительства в нашем городе. А спрос на такие художественные произведения есть. «Город мастеров» предполагает определенную юридическую организацию, свод правил ремесленных и художественных мастерских».

Мастерские будут не так популярны, как магазины шапок и пиратских дисков?

Так считает доцент «Высшей школы экономики» Андрей Заостровцев: «Ремесленники, чиновники и градозащитники не заменят невидимую руку рынка, – говорит экономист. – Рынок сам определяет, где чему быть, на основе колоссальных объемов информации, которыми никто не владеет – ни Карл Маркс, ни Господь Бог. Если на Апраксином дворе ведется торговля, значит, она кому-то нужна, есть спрос на эти товары. Иначе будут убыточные, никому не нужные мастерские. В лучшем случае – выставочный проект. Доказательство: Валентина Матвиенко в свое время пыталась уничтожить мелкорозничную торговлю. Сейчас она возвращается в Петербург».

Елена Минченок: «Туда с удовольствием побежит вполне определенная публика, у которой есть спрос на художественные, штучные вещи. Бутиков полно, а за такими вещами приходится ездить в Голландию, Германию, передавать друг другу адреса магазинов. В Петербурге сектора мастерских не постоянной основе нет – только выставка «Мир камня», разрозненные точки продаж и бесконечные группы «ВКонтакте». «Город мастеров» будет сам формировать определенную ценовую и производственную  нишу. Это будет похоже на популярный супермаркет, только другой направленности».

Нынешние арендаторы помещений потеряют средства к существованию?

Елена Минченок: «Я не призываю всех торговцев выгнать на улицу. Прекрасно понимаю, откуда бы эти люди ни приехали, они выполняют тяжелую работу и кормят детей. Значит, с возможными девелоперами и администрацией города нужно разработать пути решения проблемы. Но рынок в нынешнем виде, где «закон – тайга, медведь – хозяин», нужно убирать из центра города, где пересекаются все туристические пути».

«Мой район» нашел мастеров, которые готовы арендовать помещения в будущем Апраксином дворе. Чем мастерская отличается от любого другого бизнеса, и зачем им собираться в одном месте, поближе к конкурентам?

Элли, мастерская «Чемодан на двоих», производит сувениры «хендмейд»: «Снять помещение в Петербурге практически нереально – правила офисов с евроремонтом не подходят для мастерской. Мы планируем заниматься керамикой. Нужна муфельная печь, электричество, пайка, роспись скипидаром. Это запах и некоторая грязь. Мастерская по металлу предполагает наличие газовой горелки, – опасность пожара. Если появится здание, комплекс, приспособленный под такие нужды, мы бы снимали там помещение за умеренную плату. Мы продаем то, что производим своими руками. В этом отличие мастерской».

Сергей, студия «Отпечатки», занимается фотосъемкой и печатью на слайдах, амбротипе (стеклянной пластине) и способом литографии: «Цифровая съемка создает бездушный информационный поток. Амбротип – это ручная работа от начала до конца. Человек получает единственный экземпляр продукта, его невозможно растиражировать. Поэтому мы не просто фотостудия, а мастерская. Сложно, когда ты один и снимаешь офис в отделанном месте. В кластере мастерских создается информационное пространство: люди приходят не только к тебе, а в мастерские вообще. Заинтересованность в твоих услугах повышается. Также это должно быть интересно городу. Например, старый Таллинн притягивает местных жителей и туристов – там своя атмосфера, которая дорого стоит».

Иван, Renaissance Interior, реконструкция и воссоздание мебели и лепного декора: «Хороший специалист узкоспециализирован. Нужно заниматься тем, что ты умеешь, а не браться за все подряд. Вы приносите картину. Есть, кто отреставрирует раму. Есть, кто ее позолотит. Есть живописец, который ее воссоздаст. Когда специалисты собраны в одном месте, вы можете быть уверены, что за каждый участок работы отвечают люди с высокой квалификацией и опытом. Вы приносите бабушкин сундук. Можно его отреставрировать с минимальными изменениями, а можно отремонтировать – это разные вещи. Можно вообще новый сундук сделать! Это искусство, и деньги, по сути, не главное. Создание такого ремесленного комплекса выведет искусство на новый уровень.

Был в Российской империи меценат – Савва Мамонтов. Он делал железные дороги, а помимо этого собирал вокруг себя художников, лепщиков, ремесленников. Объединение значительно упрощает работу. Ковщик начинает делать не просто ограды, а красивые предметы интерьера».

Сейчас комплекс зданий Апраксина двора и Мариинского рынка (Щукина двора) включает 57 корпусов, большинство из которых находятся в городской собственности. Подробнее об идее создания «Города мастеров»: http://vk.com/club49508004
 

Ранее по теме


Следите за новостями в Петербурге, России и во всём мире в удобном для вас формате:
Дзен, «Вконтакте», Telegram, Дзен.Новости, Google.News

Лента новостей



}