Резкое повышение арендной платы, с которым столкнулись предприниматели, внешне напоминает рейдерский захват, на который по каким‑то причинам идет департамент ЖКХ.
До недавнего времени все торговцы, содержащие точки в переходах, платили за аренду примерно 20 тысяч рублей за квадратный метр ежегодно. Учитывая, что площадь одного ларька составляет в среднем шесть квадратных метров, владельцам такие выплаты были по плечу.
В этом году госкомпания «Гормост» (подчиняется департаменту ЖКХ), которая сдает в аренду большинство мест в московских переходах, решила в одностороннем порядке расторгнуть существующие договоры аренды.
Взамен владельцам ларьков предложили переоформить свои отношения с арендодателем по новым правилам: вместо платы за аренду ларечник должен платить за установку нестационарных объектов, что примерно в 15‑20 раз дороже.
При этом «Гормост», переходя на новую систему аренды, проигнорировал постановление мэрии, в котором прямо говорится, что прежние условия должны сохраниться как минимум до 2015 года.
К такому повороту дел подавляющее количество арендаторов совершенно не готовы. Причем сроки перехода на новые условия оплаты просто революционные — уже в конце апреля 2013 года.
Сегодня ни одно малое предприятие, работающее в подуличном пространстве, не выдержит такого резкого роста арендной платы.
Сейчас в Москве работают около 1200 подземных ларьков. Еще около 80 уже закрылось в преддверии изменений, остальные также не смогут продержаться долго: при высокой арендной плате торговать станет просто нерентабельно.
Помимо этой арендной платы торговцы за свой счет должны были оплачивать коммунальные услуги в виде света и воды, проводить уборку в тоннеле и платить зарплату пяти-семи наемным работникам.
Кроме того, владельцев переходов часто просили помочь с ремонтом переходов, поменять перегоревшие лампы и т. п.
Сложившаяся ситуация наглядно демонстрирует лицемерие департамента ЖКХ: словесно декларируется поддержка развития малого и среднего бизнеса, а на деле совершаются шаги по задушению малого предпринимательства в отдельных видах бизнеса.
С другой стороны, действия «Гормоста» подозрительно напоминают схему рейдерского захвата, когда для избавления от неугодных участников бизнеса применяются меры, в том числе финансового давления.
На освободившиеся места могут прийти либо крупные компании, способные оплачивать новую арендную ставку (и тогда о конкуренции и невысоких ценах можно забыть), либо аффилированный бизнес, в том числе малый и средний (тогда это передел рынка в духе 90‑х, но главными заинтересованными лицами выступают уже госструктуры).
В любом случае законодательно закрепленные права малого и среднего предпринимательства игнорируются.