Как отправить на пенсию унылых белочек из школ Петербурга › Новости Санкт-Петербурга › MR-7.ru

Образование

Как отправить на пенсию унылых белочек из школ Петербурга


версия для печати
Унылым белочкам на стенах петербургских школ пора на пенсию. Дизайнеры и архитекторы, опираясь на опыт скандинавских стран, предлагают сделать школьное пространство творческим и комфортным и пустить туда всех жителей микрорайона. Что сделать, чтобы люди перестали воспринимать школу как детское гетто за железной решеткой, разбирался «Мой район».
Как отправить на пенсию унылых белочек из школ Петербурга Фото: flickr.com ( payalnic)/Дмитрий Кутиль

Школа-коворкинг

Петербургский архитектор Данияр Юсупов совершил со своими студентами  «образовательный трип» по публичным пространствам в Скандинавии – школам, библиотекам, комьюнити-центрам. «Российским школам не хватает прозрачности и открытости, – рассказывает архитектор. – В Финляндии и Норвегии встречаются интересные гибриды в устройстве школ: сценическое пространство одновременно является спортивным залом, столовая – актовым залом и центром притяжения для жителей микрорайона. Встречаются гибриды бомбоубежища, спортивного зала и церкви». Подобное устройство – не из-за нищеты. После окончания занятий школа открывает двери для всех. Фактически она работает круглосуточно, и дети могут наблюдать, например, репетиции местных групп, арендующих сцену у муниципалитета.

Российские школы, как полагается, закрыты от посторонних. А зачастую – от самих учеников, которых не выпускают за пределы классной комнаты. Студенты Данияра Юсупова решили отказаться от классического плана в виде буквы «Н» и «переизобрели» школу наподобие коворкинг-центра – места, куда в определенные часы может прийти каждый. Центр дневного пребывания, мастерские, кафе, ресторан, спортивная инфраструктура станут качественнее, если пускать туда за деньги горожан. Для школьников работа в общем пространстве со взрослыми способствует «градиентному» (постепенному) взрослению. Ученик не выпадает во взрослый мир на следующий день после выпускного. В школе он уже – полноправный и самодостаточный представитель общества.

  • bilde_01_web_4ddfaddd-5fb0-4f78-ba0f-0ed8319135c3.jpg

    Изображение: Kristin Jarmund Arkitekter AS

  • bilde_02_web_4ddfae62-201c-43c9-ac0e-0ed8319135c3.jpg

    Изображение: Kristin Jarmund Arkitekter AS

  • bilde_03_web_4ddfb1c5-8f88-4737-8b2e-0ed8319135c3.jpg

    Изображение: Kristin Jarmund Arkitekter AS

  • bilde_04_web_4ddfb1d7-8cb8-46d6-8e98-0ed8319135c3.jpg

    Изображение: Kristin Jarmund Arkitekter AS

  • bilde_05_web_4ddfb1eb-fd74-4522-b04d-0ed8319135c3.jpg

    Изображение: Kristin Jarmund Arkitekter AS

  • bilde_06_web_4ddfb1fa-afa0-4ca3-a443-0ed8319135c3.jpg

    Изображение: Kristin Jarmund Arkitekter AS

  • bilde_07_web_4ddfb21e-80d4-4cc4-9fec-0ed8319135c3.jpg

    Изображение: Kristin Jarmund Arkitekter AS

  • bilde_08_web_4ddfb22f-b6a8-4d51-a45a-0ed8319135c3.jpg

    Изображение: Kristin Jarmund Arkitekter AS

  • bilde_10_web_4dfb2cd6-1d54-4eec-b503-678953a91f8d.jpg

    Изображение: Kristin Jarmund Arkitekter AS

  • gjerdrum_3667_kim j stidahl_4f8e6b5e-1e70-43b6-9c96-11c155fc3113.jpg

    Изображение: Kristin Jarmund Arkitekter AS

  • gjerdrum_photo_rolf_estensen_landscape_Østengen_og_bergo_4f8e6ca0-5f80-4726-8160-24a155fc3113.jpg

    Изображение: Kristin Jarmund Arkitekter AS



Стулья-игрушки, парты-конструкторы

Главный редактор журнала для дизайнеров «Проектор» Дмитрий Хоршак рассказывает о своих впечатлениях при выборе детского сада для своего ребенка: «У меня было ощущение, что время остановилось. Мне снова пять лет, и я пришел в свой детский сад на Гагаринской улице. Белочки, нарисованные в 1980 году, унылая кафельная плитка, масляной красочкой подкрашенные стены. Пахло кашей. Включилась обонятельная память. От этого такой неизбывной тоской повеяло, что мы думали – не перейти ли на домашнее обучение».

По словам дизайнера, в европейских странах пришли к пониманию: образовательное пространство, в котором находится ребенок, не менее важно, чем слова, которые он слышит от учителя. «Сейчас меняется парадигма офисной работы, люди более не привязаны к компьютерному столу, могут работать дистанционно, в опен-спейсах, кафе, – говорит Дмитрий Хоршак. – То же самое должно происходить в дошкольном и школьном образовании. Парты и стулья, стоящие в рядочек, никуда не уйдут, формат выступления учителя перед аудиторией актуален всегда. Но к этому формату добавляются новые игровые интерактивные занятия».

В Скандинавии мебель для школ поставляют несколько конкурирующих фирм. Такие обычные предметы, как парты и стулья, поставляются во множестве вариаций: для химических классов - одни, для театральных кружков – другие. Хитом продаж стало изобретение финской студентки: пуфики на магнитах, которые можно прикреплять к специальной намагниченной стене. Другой бестселлер – мохнатая полукруглая стенка, которая отделяет пространство для групповой работы.

Экологическая школа

Журналистка Ангелина Давыдова рассказала об опыте Соединенных Штатов, который распространяется в Европе. Школа применяет возможные технологии сбережения энергии и ресурсов: солнечные батареи, энергосберегающие лампы, специальные котлы и электрощитовые, и получает половину сэкономленных средств наличными на собственные нужды. Некоторые школы имеют при себе огороды, продают выращенные овощи в магазины (местные жители готовы переплачивать 100% цены за экологически чистый продукт), а также используют их для приготовления блюд в столовой.

***
Идеи для петербургских школ предложили участники проекта «Дизайнерская платформа» «Творческого объединения кураторов» (ТОК). Некоторые идеи могут быть использованы для переустройства одной из школ в Приморском районе Петербурга.
 

Ранее по теме


Следите за новостями в Петербурге, России и во всём мире в удобном для вас формате:
Дзен, «Вконтакте», Telegram, Дзен.Новости, Google.News

Лента новостей



}