В мае-июне 2010 года я был на IX международной школе-семинаре «Неделя нефрологии в Москве».
На одной лекции доктор из США коснулся отравления этиленгликолем (многоатомный спирт, используется в автомобильных незамерзающих жидкостях).
Один из промежуточных продуктов обмена этиленгликоля – щавелевая кислота. Её кальциевая соль осаждается в стенках капилляров, в лоханках и канальцах почек, нарушает почечный кровоток и вызывает тяжелую токсическую нефропатию вплоть до острой почечной недостаточности. (Вот почему об отравлении этиленгликолем упомянули на нефрологическом научном мероприятии.)
Издавна антидотом при отравлении этиленгликолем, как и при отравлении метиловым спиртом, является этиловый спирт. Это основано на конкуренции за взаимодействие с ферментом (алкогольдегидрогеназой) между этиловым спиртом и этиленгликолем либо метиловым спиртом.
Итак, классическое лечение отравления этиленгликолем – этиловый спирт внутривенно капельно.
И тут совсем недавно (на конец мая 2010 г.) изобретен медикамент, в таблетках, с совершенно другим механизмом действия, позволяющий лечить отравление этиленгликолем без использования этилового спирта.
Ну, в самом деле, этанол – это всё же небезобидное вещество, да ещё внутривенно капельно. И поэтому появление новой таблетки радует.
И доктор из США, упомянув это новое лекарство, указал, что одна таблетка этого препарата стоит 1000 долларов. И как-то это прозвучало совершенно естественно, легко уложилось в общем контексте сказанного.
Новый препарат … не капельницы, а таблетки… позволяет … 1000 долларов.
Энергия, заключённая в самом известии и новом лекарстве, и энергия, содержащаяся в понятии «1000 долларов».
И тут я возьми, да спроси профессора из Америки: «Почему так дорого?». Ну, в самом деле: может быть, труд, затраченный на изобретение медикамента, ещё не окупился? Или что-то ещё не налажено, не отрегулировано?..
И доктор мне ответил на вопрос. Я потом удивился – самому факту, что он мне ответил и тому, что мой вопрос перевели. Не на все вопросы, задаваемые докладчикам, можно получить ответ - вследствие ограниченности времени.
Почему же такое дорогое это новое лекарство?
…В США сутки пребывания больного в стационаре стоят 3000 долларов. А сутки лечения в отделении реанимации (где как раз и получает лечение пациент, отравившийся этиленгликолем, вот эти самые капельницы с этиловым спиртом) – 10 000 долларов.
И поскольку вновь изобретённый медикамент ЗАМЕНЯЕТ дорогостоящее стационарное лечение, то вот он в сопоставимых ценах и выпускается. Как, оказывается, всё просто. Капитализьм такой. Рынок, который сам всё регулирует.
А народ-то собирает, собирает деньги на всякое дорогостоящее лечение. А почему, допустим, лекарства для лечения онкологических заболеваний дорогие? А факторы свёртывания крови, интерфероны, внутривенные иммуноглобулины?.. Кто-нибудь знает?