Экологический правозащитный центр «Беллона»
Деятельность: защита прав граждан на благоприятную окружающую среду
Средства: поступают от российских и иностранных фондов, а также от граждан России
Николай Рыбаков, исполнительный директор:
«Утром 19 марта у нас начали проводить проверку сотрудники прокуратуры, МЧС и Роспотребнадзора. Ничего не изымали, но запросили документы о деятельности организации за последние три года (в частности, учредительные документы, бухгалтерскую отчетность). 22 марта мы передали проверяющим 15 томов. Никаких предписаний нам еще не сделали, но устно предупредили, что будут штрафовать. За что, не сказали.
Сейчас наши юристы разбираются, все ли нормы были соблюдены при проведении проверки. Например, нас о ней не предупредили заранее – сказали, что проводили в плановом порядке, но по графику к нам должны были прийти только в декабре. У меня вообще возникает вопрос: почему проверяют только те некоммерческие организации, которые защищают права человека?»
Антидискриминационный центр «Мемориал»
Деятельность: защита прав лиц, подвергающихся дискриминации
Средства: благотворительные пожертвования от иностранных организаций
Ольга Абраменко, директор:
«26 марта к нам в офис пришли пять человек во главе с сотрудником прокуратуры – провести проверку по вопросу исполнения законодательства по противодействию экстремизму. Специалисты из районной и городской полиции написали, что никаких нарушений у нас не найдено, сотрудники Роспотребнадзора и МЧС должны свои суждения представить позже. Нам вручили письмо с просьбой предоставить документы по организации, список нумеровался буквами – последней была «ф». Там было написано, что если мы не можем предоставить документы в этот же день, то должны это сделать до 28 марта. Большинство документов у нас уже было готово - мы их сделали заранее, зная, что будут проверки.
У нас, конечно, возникли вопросы по этой проверке: во-первых, какое отношение Роспотребнадзор и МЧС имеют к исполнению законодательства по противодействию экстремизму? Сотрудник Роспотребнадзора, например, потребовал у нас информацию о прививках от кори всех сотрудников. Кроме того, часть запрашиваемых документов есть в открытом доступе (например, многие сведения находятся в отчетах, которые мы сдаем в Минюст, и оно, в свою очередь, публикует их на сайте).
Скорее всего, эти проверки связаны с ужесточением законодательства об НКО (в частности, по источникам финансирования (см. справку - «МР»)). 22 марта совет по правам человека ООН принял резолюцию о том, что никакой закон не может лишать легитимности деятельность в защиту прав человека из-за источника финансирования».
Фонд Свободы Информации
Деятельность: исследования в сфере открытости органов власти, защита прав граждан и организаций на доступ к социально значимой информации
Средства: гранты и пожертвования иностранных фондов
Иван Павлов, адвокат, председатель совета Фонда:
«21 марта к нам в офис пришла комиссия проверяющих в составе помощника прокурора Центрального района и привлеченных им специалистов - двух оперативников ГУВД и налогового инспектора. Они предъявили нам письмо, подписанное заместителем прокурора Центрального района, в котором нам предлагалось до 26 марта представить большое количество документов (список было от «а» до «ц»). После этого проверяющие сказали, что хотят походить по нашему офису и посмотреть, чем «вы тут занимаетесь», заглянуть в компьютеры, поговорить с сотрудниками. Я им это делать запретил, посчитав эти действия чрезмерными и незаконными. Сначала они пытались угрожать вызовом ОМОНа, затем позвонили в прокуратуру и дали мне трубку - чтобы я пообщался с их руководством. Заместитель прокурора Центрального района Санкт-Петербурга предложил мне зафиксировать и обосновать свой отказ в письменных объяснениях, что я и сделал. После чего проверяющие ушли.
По поводу документов: мы решили предоставить только те, которые невозможно получить в других официальных источниках (Минюст, ФНС и т.п.). Хотя мы считаем, что у проверяющих не было законных оснований требовать даже те документы, которые мы им предоставили».
Общественная организация «Наблюдатели Петербурга» (пока не зарегистрирована)
Деятельность: наблюдение на выборах, общественный контроль
Средства: деньги российских физических лиц
Александра Крыленкова, председатель:
«К нам 25 марта пришли сотрудники прокуратуры, пожарные и полицейские. Ни чем не угрожали, ни о чем не предупреждали, только потребовали предоставить в двухдневный срок документы из списка, в котором было 30 пунктов (бумаги, касающиеся деятельности организации – что мы издавали, список мероприятий, учредительные документы).
Не понимаю, на каком основании нас проверяли пожарные – «Наблюдатели Петербурга» не имеют отношения к помещению на ул. Достоевского. Его арендует частное лицо, которое пускает туда «Наблюдателей» для проведения мероприятий. Кроме того, свой отчет пожарные собираются отправлять в прокуратуру, а не непосредственно тем лицам, в помещении которых проводилась проверка».
Санкт-Петербургская ЛГБТ организация «Выход»
Деятельность: защита прав человека по вопросам, связанным с сексуальной ориентацией и гендерной идентификацией
Средства: пожертвования российских и иностранных физических и юридических лиц, гранты
Игорь Кочетков, директор:
«21 марта к нам пришли представители мобильной группы городской прокуратуры, вместе с ними были сотрудники ГУ МВД: их интересовала вся документация нашей организации. Частично они ее получили в тот же день (делали копии у нас в офисе), остальное потребовали от нас (в том числе учредительные документы, сведения об участниках и членах организации, информацию о грантовых проектах).
Меня смутило, что в предписании было указано, что это была проверка городской прокуратуры, но при этом на ней присутствовали сотрудники МВД, и даже задавали вопросы. Кроме того, проверяющие страшно спешили: они пришли к нам 21-го, а документы потребовали к 25-му – у нас оставалось два рабочих дня. Мы попросили продлить срок, но они отказали. Эта срочность, конечно, удивляет».
СПбОО «Петербургская ЭГИДА»
Деятельность: содействие социальной защите граждан
Средства: субсидии из Комитета по социальной политике, пожертвования российских юридических лиц, прибыль от коммерческой юридической компании
Рима Шарифуллина, президент:
«20 марта к нам в офис пришел человек, представившийся помощником прокурора Петроградского района, и передал письмо, в котором содержалась просьба предоставить документы по деятельности организации – перечень на трех листах. С сотрудником прокуратуры были еще несколько человек, они не представились.
Письмо мы взяли, а 25 марта направили обращение в прокуратуру района с просьбой подтвердить подлинность письма, указать, на каком основании мы должны предоставить эти документы, в какие сроки необходимо их представить, за какой период они должны быть и конкретизировать названия документов. Кроме того, мы спросили, что за лица приходили к нам в тот день.
Я считаю, что прокуратура имеет право проводить проверки, но их правила и процедуры должны соответствовать закону. Странно, что госорган, который создан для контроля за соблюдением законодательства, сам его нарушает. Поэтому мы выполним все требования прокуратуры после того, как ее действия будут соответствовать правовым нормам. Мы не собираемся играть в их игры».
Справка
Напомним, 21 ноября 2012 года вступили в силу поправки в закон о НКО, вводящие понятие «иностранный агент» (организации, занимающиеся политической деятельностью и имеющие источники финансирования за границей). Были ужесточены правила по отчетности.
1 января 2013 года вступил в силу «антимагнитский» закон, в котором содержится норма, согласно которой работа некоммерческих организаций, которые участвуют в политической деятельности и безвозмездно получают деньги и «иное имущество» от граждан и организаций США, приостанавливается.