Песок после зимней уборки снега, частицы асфальта и автомобильных покрышек, земля с газонов, цемент со строек, копоть с фабрик и котельных, наконец, химическое соединение бензопирен, которое образуется в результате работы двигателей внутреннего сгорания – все это оседает на фасадах, окнах и подоконниках петербургских зданий. Пыль разносит болезни и постепенно отравляет наши организмы. Пятна и разводы намертво въедаются в свежеокрашенные стены. Собственники зданий нанимают дорогостоящие клининговые компании и промышленных альпинистов для очистки фасадов, но результата хватает ненадолго.
Согласно «Правилам ремонта и содержания фасадов зданий в Петербурге» (2006), собственники обязаны «по мере необходимости, но не реже одного раза в год, очищать и промывать фасады, используя специальную технику и смывки по методике, согласованной с Комитетом по градостроительству и архитектуре». Окна, балконы, лоджии и входные двери в подъездах также следует мыть «по мере необходимости», но не реже двух раз в год – весной (после отключения систем отопления) и осенью (до начала отопительного сезона). В последние годы здания рекомендуют мыть с использованием бытовой химии и шампуней.
Петербургский закон «Об административных правонарушениях» предписывает штрафы за ненадлежащее содержание фасада: гражданам-собственникам зданий – 1-5 тысяч рублей, должностным лицам – 3-15 тысяч рублей, юридическим лицам – 20-500 тысяч рублей. За содержание объекта благоустройства в грязи штрафы пониже: гражданам 1-5 тысяч рублей, должностным лицам – 10-20 тысяч рублей, юридическим лицам – 30-100 тысяч рублей. За четвертый квартал 2012 года жилищная и административная инспекции рассмотрели несколько десятков таких дел. Штрафов выписали почти на 3 млн рублей, в том числе органам власти.
Если вас не удовлетворяет, как моют фасады в вашем районе, следует обращаться в районное жилищное агентство, Комитет по благоустройству или (получится дольше, но надежнее) – в онлайн-приемную губернатора. Но даже если завалить чиновников обращениями, пыль из Петербурга никуда не денется. Откуда она берется, «Моему району» объяснили специалисты по благоустройству.
Павел Никонов, архитектор, в молодости работал дворником: «Более реалистично и перспективно, чем бесконечно мыть фасады, заниматься пресечением пылепоявления. У граждан просто-напросто опускаются руки, к тому же мыть фасады и окна – небезопасно. Кто-то боится, кто-то физически не в состоянии. Достоевский в первых строках «Преступления и наказания» упоминал «пыль, известку и вонь, известные всякому петербуржцу, который не имеет возможности нанять дачу». Валентина Ивановна сетовала на запыленность, придумала мыть колеса машинам, которые выезжают со строек. Этого явно недостаточно. Думаю, ученые должны ответить, что за специфическая петербургская пыль – мелкая, гадкая, черная».
Дмитрий Гусев, руководитель проекта «Делай правильно!»: «Грязь течет с газонов на тротуары и дороги, растаскивается колесами по всему городу, поднимается на несколько метров и оседает на фасадах зданий. Обратите внимание: на высоте до 5 метров - явно выраженная полоса грязи, далее все чище, и чище, и чище. Невский проспект усиленно убирают, несмотря на это, он грязный. Проблема решается двумя путями. Газоны должны располагаться ниже тротуаров и дорог, как в сквере на углу Пионерской улицы и Чкаловского проспекта (единственный правильный сквер). Кроме того, город нужно мыть до того, как сухая пыль поднимется в воздух. И до того, как снег растает при минимальной плюсовой температуре».