Когда в последней из «Невыполнимых миссий» террористы взорвали Кремль, российские зрители приветствовали обрушение Спасской башни радостными криками. Не потому что в кинозале собралась радикальная оппозиция. А потому что у всякого гражданина есть карнавальная потребность перевернуть социум с ног на голову: чтобы не государство над ним издевалось, а он над государством. В игровой, разумеется, форме. Очевидно, американцам тоже не чужд карнавал: в США выходят сразу два фильма об уничтожении главного символа американской государственности. «Штурм Белого дома» Роланда Эммериха выпустят летом, аккурат ко Дню независимости. А «Падение Олимпа» - одна из премьер этой недели.
Как и в убогом мартовском римейке «Красного рассвета», во всем виноваты корейцы. Как и этот римейк, фильм «Падение Олимпа» не собрал нужную кассу - американцы не верят в корейскую угрозу. Картина отправилась покорять страны третьего мира, но это дохлый номер: фильм очень, очень американский, и в Старом свете его не поймут.
Символы власти появляются в кадре с навязчивой частотой, и топчут их с почти мазохистским удовольствием. Сладострастно расстреливают звездно-полосатый флаг, взрывают ограду Белого дома и даже бьют по морде президента Бенджамина Эшера (Аарон Экхарт). Сюжетное обоснование происходящего где-то потерялось, на первом плане - чистое наслаждение страданием (и закономерным возмездием).
Во всем, что касается стрельбы и взрывов, фильм сделан очень качественно - настолько качественно, что даже не сразу замечаешь голливудских штампов. Героические охранники Белого дома идут с маленькими черненькими пистолетиками против желтолицего, узкоглазого, лопочущего зла, чтобы изящно полечь под огнем корейского пулемета, спрятанного в мусоровозе. В теории это звучит смешно, но вот в кадре вся нелепица подана под героическую музыку, да и снято с погребальной торжественностью - публика «схавает». Пуля пронзает широкую грудь искусствоведа в штатском; «Идем же!» - кричит ему другой; и оба красиво захлебываются кровью на фоне обрушенного Washington Monument. Отчего-то голливудские режиссеры особенно любят уничтожать эту выразительную стелу.
Ключевая сцена - десятиминутный штурм президентского дворца - лучшая в фильме: динамичная и избыточно кровавая, заставляющая вспомнить гениального весельчака Пола Верховена. Тут-то, на лужайке Белого дома, и осталась большая часть из 70 миллионов долларов (не такой уж крупный бюджет для фильма по нынешним временам).
К сожалению, это кино - не просто безмозглый боевик, а безмозглый боевик про мужскую дружбу (сквозная тема Антуана Фукуа). И основная часть экранного времени посвящена сложным взаимоотношениям президента и его охранника.
В центре повествования - сказочно умный, добрый и честный Майк Бэннинг (Джерард Батлер), бывший глава президентской службы безопасности, который почти в одиночку спасает президента и страну. Американские критики, чтобы сказать о фильме хоть что-то хорошее, отмечали вдумчивую игру Батлера. Стиснутые зубы. Нахмуренный лоб. Пауза. Сухое мужское « спасибо». И долгий взгляд вдаль. Вот и вся игра. Это, пожалуй, не менее забавно, чем умывающийся кровью героизм на мраморных ступенях.
Впрочем, в таких фильмах ритуальная, религиозная составляющая превозмогает художественную. «Падение Олимпа» сняли за тем, чтобы вечером честный американец потратил свои десять долларов на билет, а утром с удовольствием поглядел на Белый дом - стоит, как прежде - и поехал на работу.
Но зачем показывать этот фильм в России? Лучше бы они Кремль еще разок взорвали.
«Падение Олимпа» (Olympus has fallen)
Страна производства: США
Бюджет: 70 млн долларов
Режиссер: Антуан Фукуа
Авторы сценария: Кэтрин Бенедикт, Крэйтон Ротенбергер
В главных ролях: Джерард Батлер, Аарон Экхарт, Морган Фримен и другие
СПЕЦЭФФЕКТЫ: 6 из 10
РЕЖИССУРА: 4 из 10
АКТЕРСКИЙ СОСТАВ: 4 из 10
СЦЕНАРИЙ: 3 из 10