Библиотека комиксов, она же – Центр британской книги или библиотека имени Лермонтова, встречала посетителей скромным баннером на окнах. Как и в другие библиотеки, сегодня сюда пускали всех, без предъявления билета. Доносилась музыка, мелькали черно-белые фигуры на киноэкране – это шел фестиваль старого немого кино – как и раньше, с участием тапера, вернее, таперши. «Тут не один фильм, а нарезка из нескольких, - пояснил сотрудник Центра Влад. – А если бы вы пораньше пришли, то посмотрели бы с нами «Пигмалиона» на английском. «Пигмалиона» вообще мало кто смотрел, все знают эту историю по «Моей прекрасной леди». Ее можно было б обсудить с нашим приглашенным гостем, английским писателем, который по совпадению носит фамилию Хиггинс…» Кино мне понравилось, жаль, что мало было титров, так что язык по нему не поучишь. Поэтому я пошла в боковую комнату, где было что-то вроде английского разговорного клуба. Тут шла игра в Аpple to apple – это такое домино со словами. Каждый получает карточки, на которых написано английское прилагательное, затем из другой колоды тащат существительное, и надо предложить оптимальное сочетание. Для тех, кто изучает язык, игра очень полезная.
Еще одно мероприятие – игра в английские титулы. Посетителю предлагалось вытянуть бумажку с должностью или титулом, а потом выбрать из предложенного списка правильное обращение для этого лица: sir, youreminence, majesty и т.п. Я предположила, что circuit judge зовут YourHonor и получила в награду книжку «Ричард III». К счастью, на русском.
В соседней комнате полки были уставлены русскими комиксами «Бесобой» и «Красная фурия», а специальный гость – директор издательства – рассказывал об истории их создания. А также о фильмах, которые были сняты по комиксам, хотя в России таких примеров почти нет. Но, наверное, будет.
Стоит отметить, что название «Библионочь» оправдала только библиотека Маяковского на Фонтанке, где мероприятия длились до шести утра. Остальные участники свернули свою программу уже в 11 вечера. Но все равно спасибо.
Средний возраст ночных посетителей Лермонтовской библиотеки не превышал 35 лет. Кто-то приехал на роликах, рассчитывая, видно, досидеть до закрытия метро. Еще более молодая аудитория собралась за углом, в Библиотеке книжной графики. Здесь никаких плакатов о «Библионочи» не было, зато мероприятия получились не книжные, а игровые. В одной комнате шли мастер-классы по каллиграфии и оригами, в другой – осваивали современные настольные игры. Похоже, что любовь к картам осталась в ХХ веке, а теперь играют в «Мафию» и «Крокодила», хоть они сто лет известны, «Уно», «Имаджинариум», «Стартап». Мы немного поиграли в «Босса» - это тоже про мафию – но доигрывать не стали. Очень уж хотелось узнать, что происходит в других библиотеках.
Лубки на стенах библиотеки заслуживают отдельного упоминания. На них обязательно стоит посмотреть, но лучше без детей.
У библиотеки Маяковского это была звездная ночь. Именно ей принадлежит идея «Библионочи», именно здесь была самая обширная программа мероприятий. Правда, поскольку библиотека находится в центре, а вход украшали яркие плакаты, сюда потянулись не только читающие люди, но и те, кому просто надо было перекантоваться. Были их, правда, единицы, но внимание привлекали. Три старых хиппаря, каждому из которых было под 60: с гитарами и бородами, сидели в абонементном зале и балаболили по телефонам, громко обсуждая, сколько вокруг «книжной моли». Глядя на них, легко можно было представить, как через сорок лет будут выглядеть нынешние завсегдатаи Ночи музеев.
Все остальное было на высоте. Еще в холле гостей встречал кофейный аромат: кофе для страждущих наливали на всех этажах. На маленькой эстраде в абонементном зале выступали, сменяя друг друга, Людмила Разумовская, Александр Етоев, Питер Хёг, Константин Арбенин. Для тех, кто досидел до трех ночи, была предусмотрена игротека, но я не досидела. А в пять утра прошел спектакль «Титаник» в исполнении артистов «Театра миниатюр». Библиотекарям помогали волонтеры.
«Я откликнулся на предложение поработать, потому что мне очень нравится в библиотеках, - рассказал один из волонтеров, в чьи обязанности входило – следить, чтобы из абонементного зала не выносили книги без должного оформления. Выдача книг, кстати, действовала, правда, брать можно было только то, что на полках, а хранилище не работало. – У нас на работе что ни день – то скандалы, ругань и суета. А здесь совсем другие люди и совсем другая обстановка…» В это время действующие сотрудницы библиотеки рассказывали, как добровольно пошли на улицу и поработали десять минут «зазывалами». Просто так, без всяких приказов, стояли и приглашали прохожих посмотреть, как здорово у них организована вся эта «Библионочь». И люди шли.
Здесь тоже были занятия по каллиграфии, на третьем этаже, и привлекло оно, в основном, дам зрелого и пожилого возраста. За час они научились писать строчки тушью, рисовать иероглифы через трафарет и переплетать. Получилось несколько книжек с иероглифами. А в зале редких книг сначала шло шоу драматургов с присутствием самих писателей: Тараса Дрозда, Олега Ернева, Андрея Зинчука и др. Кусочки из спектаклей, правда, не проигрывались вживую, а крутились на мониторе. Зато их тут же можно было обсудить с авторами. Писатель Сергей Носов, которого все журналисты уважают за роман «Дайте мне обезьяну», подписывал книги, а еще с ним запросто можно было выпить кофе. Потом все ушли смотреть спектакль «Шестое чувство» по произведениям Ахматовой и Гумилева.
Современных россиян нельзя упрекнуть в том, что они перестали читать. Да, в библиотеки ходит меньше народу, что и порождает необходимость постоянно что-то придумывать. На наш взгляд, при организации "Библионочи" необходимо найти оптимальную точку балансировки между избранностью и попсовостью: чтобы в орбиту вовлекалось как можно больше людей, но - желательно, не случайных, коим нужна тусовка, а не культурные ценности. Сейчас это удается. Посмотрим, что будет дальше, когда в процесс включатся все остальные библиотеки.