1. Прямые выборы губернатора Петербурга
Самый либеральный вариант закона – без муниципальных фильтров. Совместная инициатива КПРФ, «Справедливой России» и «Яблока» не поддержана парламентским большинством.
2. Правительство города и главы районов должны утверждаться депутатами
По действующей редакции Устава Петербурга, Законодательное собрание утверждает только вице-губернаторов. Депутаты вправе выразить вице-губернатору недоверие, следствием которого (при повторном недоверии) становится освобождение чиновника от должности. В мае 2012 года «яблочник» Борис Вишневский предложил распространить эту процедуру на всех членов правительства Петербурга и глав районных администраций.
Большинство коллег Вишневского не поддержало инициативу. «Депутаты лишили себя возможности влиять на кадры в исполнительной власти, и теперь можно кого угодно назначать куда угодно, не объясняя причин», – комментирует депутат.
3. Организация депутатских приемных во всех районах города
Эпопея с помещениями для приема граждан продолжается уже больше года. Все депутаты третьего созыва, переизбранные в декабре 2011 года, сохранили свои приемные. Они выделяются из городской собственности, на что в бюджете закладывается кругленькая сумма, около 50 млн. рублей.
Новички из «Единой России» и ЛДПР получили приемные стразу после избрания – в муниципалитетах. А вот оппозиционеры добивались квадратных метров месяцами и общались с горожанами кто в фургончике напротив районной администрации, как бывший «яблочник» Максим Резник, кто в офисах дружественных некоммерческих организаций, кто прямо в Мариинском дворце.
Эсер Павел Солтан в апреле 2012 года предложил переложить обязанность выделять приемные с города на районы. Похожие предложения исходили от КПРФ. «Депутаты обязаны принимать избирателей, – комментирует руководитель «красной» фракции Владимир Дмитриев. – То, что мы сейчас имеем, нас не очень устраивает. Добиваемся мы этого, чтобы житель любого района с нашей помощью мог решать проблемы».
4. Отмена «ценза оседлости» для ветеранов-блокадников и ветеранов войны
Льготы на улучшение жилищных условий вправе получить только ветераны, прожившие в Петербурге более 10 лет. В 2010 году министерство регионального развития предложило отменить эту норму, а финансовое обеспечение льготы переложить на плечи федерального правительства. Даже после этого депутаты Законодательного собрания отказались отменить «ценз оседлости».
В 2012 году история повторилась: аналогичный законопроект Бориса Вишневского не принят. «По законопроекту, расходы на обеспечение ветеранов жильем должны были понести федеральные власти. Аргумент про то, что у города не хватает денег за заботу о ветеранах, здесь не работает», – говорит Вишневский.
5. Перераспределение бюджета на социальные нужды
В 2012-2013 при принятии бюджета и поправок к нему депутаты предлагали сократить финансирование стадиона на Крестовском острове и «Западного скоростного диаметра» и перенаправить средства на расселение коммунальных квартир («Яблоко») и строительство детских садов и жилья для очередников («Справедливая Россия»). Максим Резник предложил остановить безудержный рост количества чиновников: за три года их численность выросла на 5 тыс. человек. И провести публичный перерасчет тарифов на транспорт и ЖКХ. Поправки не приняты.
Кроме того, парламентское большинство не поддержало законопроекты о парламентском расследовании (http://www.assembly.spb.ru/ndoc/doc/0/706162933) и парламентском контроле (http://www.assembly.spb.ru/ndoc/doc/0/777301621), которые сделали бы власть более прозрачной.
И даже инициативу Виталия Милонова (http://www.assembly.spb.ru/ndoc/doc/0/777301737) возложить административную ответственность за нарушение правил содержаний и ремонта многоквартирных домов с ТСЖ на должностях лиц, в результате чего деньги на уплату штрафов должны были пойти на ремонт домов.