Мне кажется, что в мире детей существует своя негласная диета, которая даст фору кремлевской или голливудской. Назовем ее «Детская». Весь смысл этой диеты состоит в том, чтобы отказаться от супа, от всех видов каши, тушеных овощей, запеканок и прочих полезных, на взгляд взрослых, блюд.
Мой сын Ярослав практикует подобное голодание уже два года. При этом он свеж, бодр и энергичен. Записывайте его рецепт. Утром – мюсли с молоком, перед сном – зеленое яблоко. Иногда он разрешает себе съесть несколько шоколадных конфет.
Не знаю, как вам, но мне родители в детстве говорили, что если я не буду кушать, я не вырасту. Так вот, мой сын, сидящий на «Детской диете», сломал эти стереотипы. Он все равно растет! И что самое главное – Ярослав твердо придерживается своего рациона. Так же, как дочь моей подруги Ольги. Пятилетняя Ирочка каждое утро стоит в углу из-за того, что не хочет есть кашу. Она готова стоять там и по 30 минут, и по часу, настолько серьезно она подошла к лечебному голоданию. Другая моя подруга Светлана уволилась с любимого телевидения, потому что сразу двое сыновей-школьников сели на «Детскую диету». Глеб постоянно вылавливал из супа лук и морковку, а Андрей хотел только что поджаренную курицу. Поскольку мама пропадала на работе, они поедали зловредный фаст-фуд. Теперь у Светы ежедневное кулинарное шоу прямо дома: она процеживает суп до состояния бульона и постоянно жарит бедрышки и ножки.
Перевести адептов «Детской диеты» на здоровое полноценное питание очень сложно. В случае с моим сыном помогает только шантаж. Не поел суп – не поиграл в компьютер. С отвращением Ярослав проглатывает пять ложек, а потом час сидит над тарелкой холодного горячего.
Принять выбор сына мне помог занимательный детский доктор Комаровский. «Если ваш ребенок не хочет есть, найдите в себе силы и закройте тему еды. Все, точка. Нужно маме взять себя в руки. Ибо в подавляющем большинстве случаев фраза «Я кушать не хочу» - это проблема не ребенка, а психологическая проблема окружающих его взрослых, особенно взрослых женского пола, которые постоянно хотят накормить».
А недавно мне на глаза попалась книга Поля Брега про лечебное голодание. «Если ничего не есть, можно прожить до 120 лет»,- утверждал американский диетолог. Это радует.
Эксперты
Елена Литовченко, детский психолог:
«Здесь, как и во многом другом, важен режим. Если ребенка спрашивать: «Ты хочешь кушать?», он вряд ли ответит утвердительно, особенно, если занят чем-либо интересным. Если же есть режим в принятии пищи, то стоит сказать: «Иди обедать» - и он придет. Если чем-то занят, правильно будет предупредить его минут за десять о времени обеда (ужина).
Обратите внимание на режим питания, на перекусы. Если ребенок наелся печенья или чипсов, не ждите хорошего аппетита.
Ранним утром ребенок может не испытывать голода - прислушайтесь к нему. Заставлять его есть – точно провальная методика. Заинтересовать можно, как всегда, игрой — смешные мордочки, пейзажи из еды превратят еду в приятное времяпрепровождение. И почаще вспоминайте о своем детстве и своих вкусовых привычках».
Илья Колмановский, популяризатор науки
«Как скормить ребенку тарелку полезной еды:
- Дети любят, чтобы на тарелке было не меньше шести кушаний разных цветов.
- Блюда должны лежать на тарелке по отдельности, не касаясь друг друга. Дети не любят перемешанную пищу, вроде салата.
- Если вы хотите уговорить ребенка съесть некий главный продукт (например, кусок мяса), его надо класть справа и поближе к ребенку. Там находится особая, соблазнительная точка на тарелке (для взрослого это место — в середине тарелки)».
Педсовет: рекомендации родителей
Лидия Верник:
«Мой совет - вообще не давать конфеты и печенье. Мужчины не едят сладкое. Тарзан ел бананы, мушкетеры - мясо, а капитан Немо – рыбу».
Анна Пасечник:
«А как справиться с девочкой? Моей 11 лет, она в принципе готова не есть совсем. Каждый обед для нас – беда: всегда недовольное лицо. А вечером может напасть жор. И так чуть ли не с рождения! Любимой еды нет - разве только суши готова есть, пока не лопнет. И при этом энергии хоть отбавляй».
Екатерина Петрова:
«Больная для меня тема, я и срываюсь на ребенка, в основном, за столом. Правда, вот отдала в художественную гимнастику, так там худоба в цене, да и после тренировок почти всегда слышу - «есть хочу».
Екатерина Кавардакова:
«Убрать из дома сладости, бутерброды. Хорошая физическая нагрузка, свежий воздух, в течение дня никаких перекусов. В итоге вечером сметается все, что дается».
Ася Романенко:
«Мне бы ваши проблемы. Дочка ест все, что не приколочено, но только то, что знает. Ничего нового попробовать не могу заставить».
Дарья Кохреидзе:
«Наш двоюродный братец Алекс родителей изводит тем, что не ест. Самоутверждается так. И в саду тоже. А как придет в гости, ест как паинька все, и тарелку подчищает, вслед за моим сыном. Но у него другая проблема - его заколебали бабушки, и он, таким образом, всем мстит».
Ксения Ксюшинская:
«Мою тоже трудно накормить, особенно бабушке это плохо удается, из-за этого она, бабушка, сильно нервничает. Не исключаю, что это доча бабулю строит так! Сама же впихиваю еду в ребенка с мультиками, только так. Не педагогично, но зато ребенок не голодный!»
Татьяна Преснякова:
«Я всегда рассказываю, что буду готовить и почему. Рассказываю, как готовится то или иное блюдо. Часто мы готовим все вместе, и дети помогают мне по мере своих сил. Мы обсуждаем пользу продуктов и способы их приготовления. Любим все вместе играть в ресторан. Смотрим соответствующие передачи. Так что пища для наших детей является добрым другом. Конечно, можно заняться дополнительным украшательством блюд, чтобы заинтересовать ребенка, но считаю это лишним. Да и времени с тремя детьми на это у меня просто нет. Кстати, когда ребенок в семье не один, на младших отлично влияет пример старших братьев или сестер».