"Русская Православная Церковь уже давно сформулировала свое отношение к прижизненному и посмертному изъятию органов для трансплантации, - отмечается в заявлении.
-... Использование органов человека без его согласия - это нарушение человеческой свободы. Православная Церковь не поддерживает так называемую презумпцию согласия на посмертное изъятие органов, которая закреплена как в действующем законе, так и в представленном законопроекте. Господь создал человека свободным. И в таких вопросах, как изъятие органов после смерти, эта свобода нарушаться не может. Принцип жертвы не должен быть принудительным. Любовь, а в жертве и заключается настоящая любовь, может быть только свободной".
"Вместе с тем, - подчеркивается в заявлении, - Церковь поощряет добровольное желание человека пожертвовать частью своего тела для спасения жизни ближнего... Донорские органы, изъятые у умерших, могут спасти жизни других людей. Особенно острая необходимость в органах для пересадки наблюдается в нашей стране.
Поэтому мы обращаемся ко всем неравнодушным людям с просьбой выразить свое согласие на посмертное изъятие органов для пересадки. Процедура оформления этого согласия прописана в новом законопроекте, хотя представлялось бы желательным сделать ее более доступной".
"Законопроектом предусмотрен ряд новых положительных моментов, - подчеркивают авторы документа. - Так, более четко регулируется организация процесса трансплантации, предусмотрен федеральный регистр доноров и реципиентов. Все это говорит о том, что по сравнению с действующим законом о трансплантации новый законопроект - это определенный шаг вперед.
Однако многие положения нового законопроекта вызывают сомнения. Например, допускаются изъятие органов и их трансплантация не только в государственных, но и в частных учреждениях здравоохранения.
Здесь очевидны возможности злоупотреблений в ущерб здоровью потенциальных доноров органов.
Законопроект разрешает детское донорство органов. Авторы законопроекта указывают на то, что изъятие органов у умерших детей совершается только с согласия родителей.
Однако в самом тексте закона эта норма выражена иначе. В случае, если ребенок умирает в больнице, одному из родителей сразу же сообщают о смерти и спрашивают согласие на изъятие органов.
Очевидно, что известие о смерти ребенка повергает родителей в шок, и в этом состоянии сложно требовать от человека взвешенных и продуманных решений.
Но если в течение двух часов после смерти ребенка родитель не сказал, что он не согласен на изъятие органов, врачи начинают процедуру трансплантации.
При этом в законе написано, что достаточно спросить согласие на изъятие органов только у одного родителя. Непонятно, что делать, если один родитель согласен, а другой нет. Таким образом, в данном случае заложена возможность для возникновения конфликтных ситуаций".
"Многие люди не заявляют при жизни, согласны они или нет на изъятие органов после смерти, - напоминают в РПЦ. - Если такой человек умирает, в течение часа врачи должны сообщить о смерти родственникам. Однако, если врачи им не дозвонились, человек становится донором.
Кроме того, врачи не обязаны говорить родственнику, например, жене, о том, что у нее есть право выразить свое несогласие на изъятие органов у мужа. Но даже если жена захочет выразить свое несогласие, в законе эта процедура прописана довольно расплывчато".
"Большинство этих проблем снимается, если будет введена презумпция несогласия на посмертное изъятие органов, - уверены в РПЦ. - Такой подход в наибольшей степени защищает интересы и здоровье потенциальных доноров органов, а также способствует развитию сознательности и солидарности гражданского общества.
Таким образом, для спасения людей, нуждающихся в пересадке органов, государственные власти должны не только создавать соответствующую медицинскую инфраструктуру, но и проводить информационно-разъяснительную работу, которая будет направлена на увеличение числа потенциальных доноров, и сделать процедуру волеизъявления максимально облегченной.
Этот принцип требует больше сил и времени. Но только в том случае, если каждый член общества будет понимать свою личную ответственность за жизнь других людей, это сделает его жертву искренней и осмысленной".