К улице Графтио вернулась былая репутация › Новости Санкт-Петербурга › MR-7.ru

К улице Графтио вернулась былая репутация


версия для печати
Как и сто лет назад, сейчас здесь живут состоятельные горожане

На Аптекарском острове сразу несколько улиц, названных в честь известных питерцев: ученых Попова и Павлова, писателя Чапыгина, архитектора Аникушина. Среди них — маленькая улица Графтио.

Академик и преподаватель ЛЭТИ Графтио, известен, среди прочего, как строитель питерского трамвая, двух ГЭС и разработчик ГОЭЛРО. Пермская улица переименована в честь Генриха Осиповича в 1949 году.

Еще на подходе к перекрестку Графтио и Каменноостровского проспекта бросается в глаза дом-красавец. На его фасадах эффектно сочетаются шероховатый камень песочного цвета, узкий лепной орнамент цвета терракоты и оштукатуренные светлые экреры. Вообще, все четыре дома этой, четной стороны — очень красивые, светлые, с изысканной лепниной. На нечетной стороне всего два дома, один из которых – строящееся монолитное здание. Хоть до конца строительства еще далеко, с сожалением понимаешь, что он едва ли украсит улицу.

Несмотря на нечищеные тротуары и охапки срезанных веток, здесь витает неуловимый, какой-то буржуазный дух. От начала до конца улица плотно уставлена машинами, среди которых много новых и дорогих.

«Когда я 7 лет назад переехала сюда, это была тихая, чистенькая улица. Потом гаражи, которые раньше были здесь, снесли, — живущая на Графтио Алла Михайловна указывает в сторону стройки. — Теперь все автомобилисты паркуются кто во дворах, а кто прямо на улице», — огорченно объясняет она.

О своей улице Алла Михайловна говорит с гордостью — здесь прожил последние 8 лет перед эмиграцией Федор Иванович Шаляпин. Дом №2 целиком принадлежал ему, сам он занимал второй этаж, а первый и третий сдавались. Теперь здесь находится его музей-квартира.

Сам Федор Иванович, вероятно, онемел бы от изумления, увидев, что стало с его апартаментами — много предметов обстановки и просто вещей было утрачено во время блокады.

Но побывать в музее стоит. Только увидев выставленные здесь сценические костюмы певца, понимаешь, что рассказы о том, что Шаляпин был настоящим богатырем — не миф. Человек, носивший одежду и обувь такого размера, действительно мог тушить свечи силой голоса.

Михаил давно живет на Графтио. «Если любишь свою улицу — никуда не уедешь с нее. Не все ведь за деньги», —  считает он

Еще оказывается, что знаменитый портрет Федора Ивановича кисти Кустодиева в Русском музее – всего лишь копия в три четверти размера, а оригинал – огромный, во всю стену гостиной – висит здесь.

Сохранился и настоящий раритет: раззолоченная, лакированная граммофон-виктрола. Эта эффектная вещь была подарена Шаляпину, который много записывался на грампластинки, английской фирмой-производителем к десятилетию сотрудничества с артистом.

Эйфория от соприкосновения с бытом великого человека исчезает, стоит оказаться с другой стороны того же дома. Через живописные, припорошенные развалины одной из стен виден соседний. Среди многочисленных стеклопакетов виднеется трогательное окошко со старенькой рамой, снизу до верху уставленное пустыми банками.

«Люди здесь живут разные, — рассказывает петербуржец в пятом поколении Михаил, — например, квартиру этажом выше меня занимает одинокая пожилая женщина. Возможно, коммунальный платеж для нее велик. Но уезжать она не хочет. Не все ведь за деньги».


Следите за новостями в Петербурге, России и во всём мире в удобном для вас формате:
Дзен, «Вконтакте», Telegram, Дзен.Новости, Google.News

Лента новостей



}