Рецензия: «Пена дней» - убежало одеяло, улетела простыня › Новости Санкт-Петербурга › MR-7.ru

Культура

Рецензия: «Пена дней» - убежало одеяло, улетела простыня


версия для печати
...И подушка, как лягушка, ускакала от меня - мир текуч и изменчив, а предметы хитрят, веселятся и подличают. Мишель Гондри наконец-то закончил свою «Пену дней» - в российский прокат вышла почти безупречная экранизация величайшего романа 20 века Бориса Виана с Одри Тату в главной роли.
Рецензия: «Пена дней» -  убежало одеяло, улетела простыня Фото: кадр из фильма Пена Дней

Хорошие фильмы обречены на дурные трейлеры. Судя по двухминутной выжимке, «Пена дней» - что-то вроде «Амели» с комбинированными съемками. Что ж, это и правда мелодрама, а в главной роли - постаревшая и похорошевшая Одри Тату. Тут сходство заканчивается. Новый фильм одновременно и легкомысленный, и жуткий до дрожи -  это мог сделать только Гондри.  

У Мишеля Гондри и Бориса Виана даже творческие судьбы похожие. При жизни Виана знали как автора посредственных детективов с клубничкой  - продавались лучше, чем бондиана.  У  Гондри тоже репутация так себе: начав с авангардных клипов и короткометражек, он быстро испортил карму в Голливуде, выдав пару слезоточивых хитов и кошмарного «Зеленого шершня». Но случилось чудо - в отличие от Виана, Гондри удалось оправдаться при жизни. Слинял от больших барышей в Париж и снял за копейки  лучшее свое творение.

Когда Виан бесследно исчез в 38 лет, критики открыли «Пену дней» - великий авангардный роман на полпути от Бретона  к Беккету.  Удивительный мир бурлящего языка и оживших метафор, населенный не людьми, а какими-то мыльными пузырями. Пустые оболочки плывут по ручейку жизни от забавы до забавы. Бездонный сейф с инфлянками (в новом переводе - дублезоны) и мешок игрушек праздных богатсв: от угря, поставляемого прямо по водопроводу, до стеклянного кадиллака с функцией включения радуги.

В общем, как писал Виан -  «люди не меняются, меняются только вещи». У Гондри эти людишки получились удивительно милыми. Что не поменяло их природу: знакомьтесь - прожигатели жизни  Колен (Роман Дюрис), Николя (Омар Си) и  Шик (Гад Эльмалех).  И , разумеется, возлюбленная Колена  - Хлоя в исполнении Одри Тату. Тяжелый взгляд и мрачные морщинки, о которых будто позабыл гример - намек на то, что все закончится очень плохо (это не спойлер - все читали роман и знают, что Хлоя скоро умрет).

Пожалуй, слишком длинна романтическая часть и довольно скомкана трагическая. Что ж, бывает - Гондри увлекся  изображением предметов роскоши: компьютерный повар, оживший звонок, пианококтейль  - мир кишит ретрофутуристическими изобретениями. Визуальные решения предельно остроумны, и за это можно простить и затянутые объятия, и наивные поцелуи  - в ожидании настоящего мяса.  Впрочем, фильм и без того полон мрачных предзнаменований. То веселый конкурс «конькобежек и конькобежцев» заканчивается кровавой кашей на льду. То из водосточной трубы  начинает капать винегрет, похожий на внутренности.  А дальше - все по Виану:  вещи предают людей, особняк превращается в халупу, и в правом легком прекрасной Хлои распускается лилия.

Гондри упрощает: болезнь Хлои слишком похожа на банальный рак. Трактовка персонажей тоже упрощена: например, Шик из метафизического фанатика превращен в обычного фетишиста и наркомана. Поклонник творчества Жана-Соля Партра,  он буквально торчит от его произведений -  растворяет в синьке вырезки из романа «Блевотина» и закидывается любимым наркотиком, покуда вокруг гибнут и вещи, и люди.

В руках французского шутника, фантазера и мультипликатора авангардная проза Бориса Виана превратилась в легкомысленный сюрреализм  типа раннего  Чуковского. Но глупо винить Гондри в том, что он слишком конкретен - он и добивался того, чтобы штучки, примочки и прибамбасы были конкретней и реальней людей. 

Куда важнее, что Гондри придал истории неожиданное социальное, даже марксистское измерение. Стать марксистом просто: достаточно задаться вопросом, откуда взялись все эти побрякушки, которыми мы себя окружаем.  Гондри ставит вопрос радикальней: о происхождении художественного текста, который нас забавляет сию секунду.

И вот фильм прерывается изображением  фабрики, где к пишущим машинкам прикованы люди - круглосуточно, с пятиминутным перерывом на обед. Работа у них гадкая и скучная: они печатают великий роман Бориса Виана «Пена дней».  Однажды на этот конвейер попадает и  обедневший Колен - и здесь повествование изящно кусает себя за хвост.  Финал предсказуем: бездонный сейф опустел, лилия распустилась, роман сам себя написал, цветной мир стал черно-белым. И жили они недолго и мучительно, и умерли под раскаты джаза, занавес.

Если вы пропустите этот фильм на большом экране, вы будете локти кусать - до крови, до мяса, до кости, до полного ничто. В точном соответствии с эстетикой «Пены дней».





Пена дней ( L'Écume des jours)

Страна производства: Франция

Бюджет: 19 миллионов евро

Режиссер: Мишель Гондри

Авторы сценария: Мишель Гондри и Люк Босси по роману Бориса Виана

В главных ролях:   Роман Дюрис, Одри Тату, Гад Элмалех, Омар Си и другие

 

СЦЕНАРИЙ: 9 из 10

РЕЖИССУРА: 8 из 10

АКТЕРСКИЙ СОСТАВ: 8 из 10

Ранее по теме


Следите за новостями в Петербурге, России и во всём мире в удобном для вас формате:
Дзен, «Вконтакте», Telegram, Дзен.Новости, Google.News

Лента новостей



}