"Майора" представили в Карловых Варах и надавали ему призов в Шанхае. Все признаки русского артхауса на экспорт: заунывные гитары, снежные просторы и долгие планы мужских затылков, как будто вырубленных из ближайшего пня. Но достаточно посмотреть фестивальную версию "Майора" - с субтитрами - чтобы понять, насколько не фестивальный это фильм. Особенно переводчик намучился со словом "м***к", предложив пять вариантов - начиная с "asshole" и заканчивая "goddamn fool" - но передать все смысловые оттенки так и не удалось.
"Майор" - фильм для внутреннего употребления, тут и непереводимая игра слов, и эстетичное уныние русской провинции, и тошнотворно родные топосы нашей жизни: приемный покой, обезьянник, двор спального района. Самое что ни на есть сермяжное русское криминальное кино.
-
Кадры из фильма "Майор"
-
Кадры из фильма "Майор"
-
Кадры из фильма "Майор"
Ранним утром майор Соболев мчит по обледенелой трассе в Рязань - жена рожает. И насмерть сбивает ребенка на глазах у его матери. Соболев запирает женщину в большом и черном джипе, а сам зовет на подмогу друзей в больших и черных куртках. И это только начало. В фильме много трупов и много крови - не голливудской клюквенной, а русской венозной, густой и темной, которую размазывают грязной тряпкой по серому полу. Натурализм хорош, когда в него не играют, а Юрий Быков, судя по редким интервью, человек простой, с актерским образованием, вырос в Рязани и снимает про рязанских мужиков, у которых, братцы, просто нет выхода, эх-ма. И его натурализм - слегка сельский, но честный.
Мрачные рязанские рожи внезапно расцветают всеми оттенками страха, ярости и вины.
Впрочем, когда один кровавый мент заставляет другого кровавого мента нанюхаться газа до смерти, из открытой конфорки начинает тянуть тарантиновщиной. Еще чуть-чуть - и начнется самопародия. Но "Майор" остается тем, что он есть: криминальной притчей с элементами социальной драмы.
Это второй полнометражный фильм Юрия Быкова, он здесь и режиссер (несколько неуверенный), и композитор (на удивление хороший), и сценарист (просто кошмарный). Нет, ну кем надо быть, чтобы назвать главных героев Соболевым и Коршуновым? Впрочем, зоологичность сценария заметна, только если прислушиваться - ну, речь заскорузлая, ну, пригоршня штампов. Ошалелая от горя баба коченеет на первом плане, санитары передают друг другу сигаретку - на втором. Иногда Быков держит зрителя за дурака и его послания слишком прямолинейны
Зато в фильме прекрасный - невероятный! - актерский ансамбль. Мрачные рязанские рожи внезапно расцветают всеми оттенками страха, ярости и вины. Круче всех сам Быков, исполнивший роль плохого мента Павла Коршунова с безупречным мастерством и легким самолюбованием - рязанский Ален Делон. Каждый, буквально каждый герой хорош - даже тот, который появляется на пару минут, чтобы вскоре быть пристреленным.
Но когда отгремят восторги по поводу актерской игры, остается неприятный осадок и простой вопрос: а не конъюнктура ли все это? "Майор" спродюсирован Алексеем Учителем, который и сам готовит фильм про полицию - его "Восьмерка"выйдет осенью. Влюбленный омоновец у Учителя, совестливый замначальнка РУВД у Быкова - что вообще происходит? Мода на ментов-убийц сменилась модой на мелодраматичных полицейских?
Обмануть русского зрителя нетрудно. Он так истосковался - нет, не по хорошим, а просто по нормальным фильмам - что сам обманываться рад, признавая в неряшливой артхаусной драме новый народный хит. И все же притча Быкова, простая, как выстрел в упор, ничуть не похожа на кино, сделанное ради барыша или по социальному заказу. Как бы то ни было - удачи в прокате, "Майор".
Майор
Страна производства: Россия
Автор сценария, режиссер и композитор: Юрий Быков
В ролях: Юрий Быков, Денис Шведов, Ирина Низина, Илья Исаев, Борис Невзоров, Дмитрий Куличков
Награды: приз за лучший фильм, лучшую режиссуру и лучшую музыку на Шанхайском кинофестивале
АКТЕРСКИЙ СОСТАВ: 8 из 10
РЕЖИССУРА: 6 из 10
СЦЕНАРИЙ: 3 из 10