Своими выводами поделились социолог Ольга Тысячная и урбанист Софья Чилингарова.
Кажется невероятным, что группу людей, которых объединяет всего-навсего хобби, можно счесть реальной политической силой. Но эти люди уже продемонстрировали свою способность к объединению, самоорганизации, желание бороться за свои права. Десять лет назад у нас почти не было движений в поддержку прав автомобилистов, зато потом появились «Свобода выбора», ФАР, «Тигр» и прочие. Кто знает, может велосипедисты — они моложе, энергичней и подкованней — еще покажут класс «старшим братьям».
Ольга Тысячная: «Я изучала группу, которая использует двухколесный транспорт в досуговых целях. Причем в ней не только молодежь — есть люди в возрасте, есть даже те, у кого имеются автомобили. Поскольку современный мир — это мир перемен, было очень интересно наблюдать, как в обществе меняются пристрастия, в частности, происходит отказ от автомобилей. Или не отказ, но освоение города с помощью велосипеда. Он позволят узнать город целиком, комплексно. Пять лет назад молодежь узнавала Петербург очагами — вокруг известных станций метро, а знать город целиком и поэтому чувствовать его своим удавалось не многим.
Таким образом, выявились специфические функции велосипеда: способствует поиску новых форм общения, расширяет возможности выбора для пользователя, препятствует разобщенности социума. И это все о тех группах, для которых велосипед — часть досуга, а не транспорт. Ибо использование его как средства для попадания домой и на работу — это уже в какой-то степени рутина. А рутины надо избегать. У обычного человека вся энергия ищет выхода именно во время досуга, и велосипед тут подходит: можно развивать смелость, можно шлифовать мастерство (это касается тех, кто любит трюки), можно воспитывать в себе организационные способности, разрабатывая маршруты и собирая вещи. В последнем случае я имею в виду велотуризм: в походы ведь надо брать и аптечку, и еду, и сумку с инструментами, а неорганизованный человек правильно собраться не сможет. Наконец, такое хобби помогает быстро обзаводиться новыми знакомствами.
Велосипедистам нравится их двойной статус: когда хотят, они ощущают себя пешеходам, когда хотят — участниками дорожного движения. То тротуар, то проезжая часть. Конечно, если катаются в группах, по тротуару не ездят. Поэтому многим и нравится объединяться для совместных покатушек: в колонне по проезжей части ездить не страшно.
Городской велосипедист, сев за руль авто или гуляя пешком, помнит про свой двухколесный опыт, значит, может предвидеть поступки других велосипедистов. Это хорошо. А объединившись с другими велосипедистами, представителями самых разных профессий и слоев общества, начинает бороться за свою инфраструктуру. Десять лет назад за специальные дорожки боролись одиночки. Сейчас борются целые движения. В их спорах рождается истина: какой должна быть эта инфраструктура.
Новая социальная группа начинает заявлять о себе не только словами, но и делами. Появляются волонтерские организации, байкеры-ролевики, музыкальные ансамбли.
Самая большая группа единомышленников — клуб «ВелоПитер». Когда клуб празднует открытие сезона, на улицы одновременно выезжают две тысячи велосипедистов. А пять лет назад было только 600».
Итак, минимальное число петербуржцев, готовых к городским катаниям — 2000. Это 0,05% от общего числа горожан. Но социологи не собираются взять и пересадить всех на велики обязательно в эту пятилетку. Пусть сначала велосипед оценят как средство для досуга, для семейного отдыха. Потом — как хобби. И уже потом — как альтернативу транспорту. А вскоре пассажиры автобусов увидят, как другие горожане лихо ездят на велосипедах — причем, это будут не спортсмены, не зеленые студенты, а вполне обычные люди, средний класс. И тоже придут к выводу, что велосипед — лучший выбор. Правда, надо заранее определиться, кто будет «приманкой», этаким лицом с рекламного плаката. Социологи считают, что таковым должен стать человек в возрасте от 30 до 40, обеспеченный, умственного труда, на котором хорошо будет смотреться костюм. Или это будет дама в юбке. Опытные велосипедисты уверяют, что в костюме или юбке ездить вполне можно — они умудряются не потеть и не забрызгиваться. А уж хвастаться велосипедами — дорогими, оригинальными, стильными — можно с не меньшим удовольствием, чем автомобилисты, которые «меряются» машинами.
Продвижением идеи о том, что велосипед не только развлечение, но и транспорт, занималась лаборатория «Открытый город». «Мы проводили свой опрос, — говорит ее соучредитель Софья Чилингарова, — и выяснилось, что велосипед есть у каждого второго. Но у 25% из них — только детский. Более тщательные расспросы выявили, что пользоваться велосипедом как альтернативным транспортом готовы 2-3% населения. Что ж, уже кое-что.
Когда велосипед станет массовым, нынешние велосипедисты неизменно будут проявлять снобизм старожилов. Сейчас велосипедист вполне осознано зачисляет себя в элиту: он продвинутый, европейский человек, борец за здоровый образ жизни. Когда в группу его единомышленников полезут тысячи неофитов, возможна слегка негативная реакция. Но это мелочи. Сейчас мы как раз находимся на точке перехода от энтузиастов к раннему большинству. Главная задача – сломать психологические барьеры и предрассудки. Барьеры — это боязнь ездить в автомобильном потоке, боязнь, что твой велосипед украдут, боязнь загазованного воздуха и луж. Действующие велосипедисты с этими фобиями как-то справляются. А вот два предрассудка: «у нас не тот климат» и «велосипед — только для лузеров» — сломать будет сложнее. Здесь нужна помощь властей, которые помогут с организацией велостоянок, ну, и дорожек, конечно. И чтобы стоянки эти издали бросались в глаза, дабы потенциальные велосипедисты видели: здесь действительно приветствуется этот вид транспорта».