В семье петербуржцев Шкариных всем заправляет эко-тренд. Год назад глава семьи побывал в Европе и впечатлился: как ловко европейцы заботятся об охране окружающей среды. У них и экономное использование ресурсов, и раздельный сбор мусора – природа становится от этого зеленее и лучше. Вернувшись, Максим Шкарин решил создать островок разумного природопользования на родной земле. И теперь Шкарины живут по всем правилам продвинутых «зеленых» семей всего мира. Они экономят воду, свет и газ. Они складывают мусор в отдельные пакеты. Они покупают продукты без Е и улучшителей. И они – за исключением главы семейства – все чаще начинают чувствовать себя очень несчастными.
«Своими нововведениями папа нас порядочно достал», - делится впечатлением от нового образа жизни Ксения, жена Максима. Она делает это тихо, чтобы тот не услышал и не расстроился. В семье Шкариных, по ее словам, все началось с воды. По возвращении из Европы папа приобрел песочные часы – рассчитанные на три минуты. Часы он поставил в ванной и объявил: мытье рук должно занимать ровно столько времени, сколько пересыпается песок из одной части часов в другую.
«Наша дочь – девочка мечтательная, - рассказывает Ксения. - Она может уйти в ванну мыть руки и провести там пятнадцать-двадцать минут. Это в порядке вещей». По словам Ксении, с введением лимита на воду в семье сразу появилась невиданная раньше нервозность. Папа очень серьезно относится к своим обязанностям главного эколога в семье. Он постоянно твердит про экономию на благо земли. При этом дочь привыкает к правилу трехминутного мытья рук тяжело. «Она уходит в ванную, забывается там, и тут влетает папа и начинает командовать: «Воду выключать! Часы уже пересыпались! Из ванной шагом марш!». Все это, говорит Ксения, создает напряженность в отношениях и конфликты.
Тяжело привыкают и к экономному расходованию света. История с ванной повторяется раз от раза в тех комнатах, где Шкарины забывают выключить свет. А они забывают постоянно – такие уж люди. Сама Ксения раньше любила принимать ванну, а теперь – не может, обходится быстрым душем. Она уверена: если муж увидит ее, сидящей в наполненной ванной, с ним случится нервный срыв. Так ли уж все серьезно? «Очень, - подтверждает Ксения. – Я однажды принесла обычные лампочки вместо энергосберегающих, и он ТАК на меня посмотрел!»
Подобно Шкариным и другие россияне начинают примерять эко-тренд на свои собственные жизни. В семье москвичей Шишулиных «зеленый» образ жизни пропагандирует мама. «Она все время рвется сортировать мусор. У нас дома теперь три мусорных пакета вместо одного. И упаси Бог бросить что-то не в тот пакет,- рассказывает про супругу Алексей, глава семьи. – Я ей говорю: зачем? Если потом ты все равно бросаешь эти пакеты в один мусоропровод? А она говорит: «Нет! Их потом легче сортировать!»
«Кто если не мы, будет делать мир лучше?» - с таким лозунгом живут эко-семьи. Петербуржец Максим Шкарин хвалится достижениями: теперь экономные Шкарины платят за свет и а воду меньше.
«Пожалуйста! – умоляет его жена Ксения, узнав, что я собираюсь про них написать. – Смени наши фамилии в тексте! Если наш папа узнает, что я тебе сказала, он вообще закрутит краны насовсем!»