Еще в детском возрасте у человека развивается способность воспринимать как собственные переживания, так и переживания других людей. Это так называемая «модель психического»или «теория разума» (theory of mind). Важнейшие ее аспекты формируются к трем-пяти годам. Молли Шарп и ее коллеги из Университета штата Огайо (США) впервые изучили, как просмотр телевизора отражается на «модели психического» детей, пишет РИА Новости со ссылкой на статью в Journal of Communication.
Исследователи пригласили к участию в эксперименте 107 детей в возрасте от полутора до трех лет и их родителей. Ученые спрашивали родителей, сколько часов ребенок проводит у телевизора: смотрит его, играет или занимается рядом с ним, пока он включен. Родители также отвечали на вопрос, обсуждали ли они с ребенком мысли и чувства телегероев, увиденных малышом.
Дети же получали задание, основанное на «модели психического»: ученые в ходе различных игровых тестов проверяли, понимает ли ребенок, что у окружающих его людей могут быть убеждения и желания, отличные от его собственных. Оказалось, что те юные участники эксперимента, у которых в комнате был телевизор и которые смотрели его чаще или проводили рядом с ним больше времени, действительно, плохо понимали психическое состояние других людей.
Ученые объясняют такие результаты тем, что на ТВ показывают довольно поверхностно описанные ситуации или героев, из-за чего формирующимся представлениям ребенка о чувствах, намерениях, знаниях и убеждениях других людей наносится вред. При этом не важно, смотрел ребенок образовательные программы или развлекательные. Зато лучшие результаты показали дети, с которыми родители обсуждали поведение телегероев и мотивы их поступков. Именно эту рекомендацию стоит дать родителям.