Ну не смогла я сказать ребенку правду. Я ведь искренне считаю, что быть взрослым – намного лучше. С детства я мечтала, как стану самостоятельной, как мне откроются тысячи дорог и возможностей – только знай, выбирай. Я ведь была младшей в семье, меня опекали, окружали заботой и вниманием, а мне так хотелось сделать что-то самой: решить, купить, надеть. Но самостоятельно я могла только выбирать книги для чтения, где взрослые люди строили свой потрясающе интересный мир, принимали судьбоносные решения, совершали великие поступки. И когда я стала студенткой и уехала в другой город, первый год самостоятельной жизни я наслаждалась возможностью ложиться спать, когда хочется, а не когда надо, обедать, когда вздумается, а не в специальный обеденный перерыв, есть любимую, а не полезную еду, носить только то, что нравится, а не что подходит к случаю.
Когда у меня родился третий ребенок, двое старших вдруг временно поглупели и отстали в развитии. На ручки, конечно, не просились (старший все-таки выше меня на голову), но могли хором с младенцем начать хныкать, капризничать и изъясняться непонятными звуками. Умные педагогические книги на этот случай предупреждали – пусть старшие немного побудут малышами, не мешайте им, а подыграйте. Приходилось мне сюсюкать сразу с тремя мальчишками, петь им колыбельные и агукать. В итоге, с завистью глядя на младшего брата, вокруг которого было столько возни, парни робко попросили… соску. Для них она стала каким-то символом всемогущества младенца – вот ты лежишь, сосешь, ничего не делаешь, а родители от тебя ни на шаг не отходят. Что ж, чтобы не ранить их чувств, пришлось выделить им отдельные пустышки, которые они с радостью запихали себе в рот (зрелище не для слабонервных). К счастью, умные книги оказались правы, и через минуту они с отвращением выплюнули резиновую гадость.
Со временем, глядя как младший спит и ест по строгому расписанию, старшие воспряли духом. «Может, ему тоже хочется куда-то пойти, а он не может», - жалеют его братья, собираясь гулять с друзьями. «Как он ест эту гадость, ему же тоже пиццу хочется!» - морщатся они при виде протертого овощного пюре.
«А ты сам как считаешь, лучше быть ребенком или взрослым?», - спросила я сына. «Конечно, взрослым!», - вздохнул он и принялся за домашнее задание.
Комментари родителей
Ирина Родина
Мне бы жутко не хотелось, чтобы сын вырастал. Очень люблю его обнимать-целовать-щекотать. Раньше думала – ну вот будет ему десять лет, тогда уже не обнять, не потискать ребенка, как же я буду? Сейчас ему 13, и вроде бы не такой уж он большой. Еще же можно его тискать, правда?
Руслан Брель
Я до сих пор вспоминаю тот момент, когда я думал: «Это я сейчас боюсь тех людей, которые прячутся под моей кроватью. Но вот когда я перейду уже в класс 5 или 6 и буду носить пионерский галстук, то буду смелым, отважным и разгоню все свои страхи!»… Я вырос, а страхов стало ещё больше.
Вера Иванова
Дочка (восемь лет) недавно разрыдалась: «Мне придется все мои игрушки отдать Лизе! Потому что я уже большая!» (Лиза – новорожденная двоюродная сестра). С чего она это взяла – непонятно. Пришлось успокаивать ее, что она со своими куклами может играть сколько угодно, ведь и мама до сих пор с детства хранит любимую кукольную принцессу.
Галина Константинова
Недавно впервые услышала от 14-летнего сына, что он хочет быть взрослым. Просится на дачу к другу, а я его не отпускаю, для таких поездок с ночевкой маленький еще. Говорю: «Вот станешь взрослым, будешь сам решать, куда тебе поехать и как провести выходные». А он с таким надрывом: «Скорее бы уже!!!»
Екатерина Авдиенко
В детстве тебе запрещали делать определенные вещи, и вдруг то, что раньше было нельзя, стало доступно. Это и сигареты, и алкогольные напитки, и нецензурная лексика. Я «познакомилась» с алкоголем, курением и нецензурной бранью в детском оздоровительном лагере. Тогда мне было 12 лет. Не скажу, что злоупотребляла всем вышеперечисленным, просто связалась с теми, кто научил меня держать в руке сигарету и своеобразно выражаться. А надо заметить, что моя мама работала в этом же лагере. Разумеется, родные, когда узнали, были в шоке. Но ведь быть взрослым – нести ответственность за свои слова и поступки. Поэтому не помню, чтобы меня отругали или отчитали… Всё прошло само!
Мнение эксперта
Елена Литовченко, психолог
Хотят ли взрослеть нынешние дети? Чаще всего - нет. Взросление - это решение брать на себя ответственность, процесс перехода от детского мироощущения к мировоззрению взрослому, от «Я не могу!» к «Все будет сделано», от надежды, что за тебя все сделают к личной ответственности. Сейчас же все чаще можно услышать от ребенка: «Мама, а я ведь еще долго-долго буду маленьким?» Рождение второго ребенка, желание оставаться Всемогущим, боязнь расстаться с мамой - вот реальные причины боязни взрослеть. Бывает и обратное, когда дети чувствуют сверхзаботу со стороны родителей и хотят побыстрее вырваться из-под излишне чуткого родительского ока. Они страстно желают вырасти, обрести полную и долгожданную независимость. Так что может получиться, что ребенок ведет себя на все 16, мать его представляет трехлетним, а на самом деле ему годков десять... Родителям хочется посоветовать возвращать себя в состояние «здесь и сейчас» и наслаждаться неповторимыми моментами общения с ребенком, не мешая ему развиваться гармонично и максимально полно.
Уважаемые родители,
поучаствуйте в создании детской рубрики.
Темы, которые мы в ближайшее время обсудим, «Детская вражда: почему они ссорятся?», «Как жить в школе со смешной фамилией?», «Классный руководитель».
Присылайте на адрес kids@mr-7.ru свои комментарии, делитесь опытом, рассказывайте свои истории.