Если говорить о прототипах героев фильма «Оттепель» Тодоровского, то сам Валерий Петрович не любит говорить о них. Он, очевидно, снял свой сериал просто о том времени, когда у власти был Хрущев. Именно то время, после XX съезда КПСС, когда был развенчан культ личности Сталина, в советской (российской) истории неофициально именуется «оттепелью». Время надежд, чаяний, ослабления цензуры…
И все-таки в интервью, когда Тодоровскому прямо задают вопрос о том, что некоторые прототипы угадываются сами собой – например, что погибший сценарист Костя Паршин – это Геннадий Шпаликов - режиссер неохотно с этим соглашается. «Я не снимал сериал не про Рерберга (оператор «Зеркала» Тарковского, «12 стульев» Марка Захарова, «Плюмбума» Вадима Абдрашитова) и не про Лебешева (это постоянный оператор Никиты Михалкова) – и был бы идиотом, если бы делал его про реальных людей», - слова Тодоровского.
Кто прототипы героев фильма «Оттепель» Тодоровского? Герой актера Александра Яценко Егор Мячин отчасти Эльдар Рязанов, и с этим соглашается Тодоровский. Он подчеркнул, что в режиссере Мячине от Рязанова – страстное желание сделать комедию про реальную жизнь. Валерий Петрович говорит, что все остальные персонажи сериала - также собирательные образы: оператор Виктор Хрусталев – это собирательный образ всех операторов. Герой Владимира Гостюхина (начальник киностудии) – собирательный образ киношного начальства 50-х годов. Режиссер «Оттепели» говорит, что вместе с двумя сценаристами этого сериала занимался созданием мифа о 60-х годах. То есть он открещивается от любых реальных параллелей, делая этот фильм просто вариацией на тему…
-
фото: ИТАР-ТАСС
-
фото: ИТАР-ТАСС
-
фото: ИТАР-ТАСС
-
фото: ИТАР-ТАСС
-
фото: ИТАР-ТАСС
Содержание фильма «Оттепель» Тодоровского состоит в воспроизведении жизни и съемке кино (а в широком смысле – творческом процессе) в эпоху «оттепели» 60-х. Сюжет фильма незамысловат, да он, наверное, и не самое главное в фильме. Виктор Хрусталев — молодой, талантливый оператор. Однажды он выпивал со своим другом-сценаристом Костиком Паршиным в общаге ВГИКА. Во время совместного застолья произошел несчастный случай: Паршин выпал из окна и погиб. После его смерти Виктор обнаруживает сценарий, который не был в свое время утвержден, и понимает, что это «лотерейный билет». Он мечтает снять по этому сценарию фильм. На похоронах он встречается с режиссером Егором Мячиным. И вскоре им подвернулась возможность вместе поучаствовать на съемках картины под названием «Девушка и бригадир».
На наш взгляд, с помощью незамысловатого сюжета Валерий Тодоровский больше хотел передать именно ту эпоху, когда «все были молодыми и талантливыми». Ну и навести некий лоск, немного «идеализировать» то время. Как в фильме «Я шагаю по Москве» Данелии. Поэтому в «Оттепели» постоянно звучат стихи и музыка той эпохи – в 60-х поэты собирали стадионы.
Актерский состав фильма «Оттепель» Валерия Тодоровского: Михаил Ефремов, Александр Яценко, Владимир Меньшов, Павел Деревянко, Константин Чепурин, Анна Науменко, Евгений Цыганов, Нина Дворжецкая, Владимир Гостюхин, Анна Чиповская.
-
ФОТО: Russianlook
-
ФОТО: Russianlook
-
ФОТО: Russianlook
-
ФОТО: Russianlook
-
ФОТО: Russianlook
Смотреть «Оттепель» онлайн можно отдельно по сериям на сайте «Первого канала». Владимира Жириновского возмутило, что герои «Оттепели» непрерывно курят, хотя сигарета отнюдь не являлась атрибутом того времени. «Однако в глаза бросается не столько исторический антураж, сколько довольно сомнительная авторская задумка — герои фильма практически непрерывно курят. В какой-то момент сигареты в фильме уже воспринимаются как неотъемлемый атрибут того периода», — полагает Жириновский.
Свой отзыв фильму «Оттепель» Валерия Тодоровского дал и прославленный режиссер Марлен Хуциев, широко известный представитель «шестидесятников», творивший как раз в то время: «То, что я вижу, не имеет никакого отношения к тому явлению, которое назвали «оттепель». Это просто история о том, как снимается кино. Но кино можно снимать в любое время. Признаков эпохи оттепели я у Валеры не нашел. В нашей оттепели были проблемы - моральные, социальные, общественные... А какие проблемы в картине решают авторы, я так и не понял». Хуциев также рассказал журналистам, что не принимает «кино про кино»: «Есть великая картина Феллини «Восемь с половиной», которая раз и навсегда закрыла эту тему». Также он считает, что Тодоровский неверно отразил его поколение – оно было более содержательным, чем кажется в фильме «Оттепель». В заключении режиссер «Весны на Заречной улице» подвел черту: этот фильм – «ниже таланта» Валерия Тодоровского.