Один из персонажей документального фильма (все герои играют самих себя), снятого в 2012 году после скандальных выборов в Думу – девушка, которая, как и Селиверстов, отсидела несколько часов в избирательном участке, только не на парламентских, а на президентских выборах в 2008 году. Она стала свидетельницей подтасовки, но отнеслась к этому почти равнодушно. «Нет, ну я, конечно, рассказала об этом в социальной сети, но других шагов предпринимать не стала, - пояснила она. – Поэтому президент Медведев в своем родном районе в Купчино почти везде набрал 70%. Хотя я точно знаю, что у нас на участке он получил только 30%. Это все равно было больше, чем у других участников, но председателю комиссии такой результат не понравился».
«Мы, конечно, схватили за руку председателя, когда он подменял протоколы, - вспоминает Константин Селиверстов собственный опыт работы наблюдателем, уже на парламентских выборах 2011 года. - И довели дело до суда. И я на суде выступал свидетелем. Про выборы можно сказать "это было что угодно, но только не выборы" - про суд то же самое: "это было что угодно, только не суд". Судья все равно решила, что мои слова не заслуживают доверия.
Когда я интервьюировал одного из своих героев, самого молодого (в фильме это гладколицый пацанчик в темных очках, дающий интервью на фоне огромной плазмы, где крутят фильм «От заката до рассвета»), мы с ним в итоге чуть не подрались».
-
Сергей Николаев
-
Сергей Николаев
-
Сергей Николаев
-
Сергей Николаев
-
Сергей Николаев
-
Сергей Николаев
-
Сергей Николаев
-
Сергей Николаев
-
Сергей Николаев
-
Сергей Николаев
В фильм, как и положено, попала не вся беседа, только 5-10 минут - говорили с молодым человеком полтора часа. Глядя в камеру своими черными стеклами (а мог бы и без них – уж точно не покраснел бы), парнишка убедительно доказывает, что никаких фальсификаций на выборах не было, потому что нет никаких доказательств – не считать же таковыми видеоролики, заполонившие интернет. И судьи не осудили ни одного махинатора – значит, не было и махинаций. Речь у парня грамотная, льется как река, ни один вопрос не может застать его врасплох, руки и мимика демонстрируют абсолютное спокойствие, даже пренебрежение к интервьюеру, который, смешной такой дядька, суетится из-за надуманной проблемы. У «серых рот» подрастает неплохая смена, и молодого человека ждет успешная политическая карьера.
Все персонажи фильма, который Селиверстов назвал «Бандерлоги», не профессиональные актеры, но многие снимаются в массовках и эпизодах, то есть камеры не боятся. Антураж и костюмы режиссер придумал сам: одного из персонажей во время интервью подстригают, еще одна девушка беседует, одетая в прозрачный костюм (и без белья), кто-то позирует в замечательном особняке на фоне камина. Говорит женщина, а муж в это время делает ей «рожки».
«Некоторые люди, например, вот женщина с рожками, когда-то были политическими активистами, в частности, из «Демократического фронта», делали перестройку. Понимаете, когда все это началось в 2011 году, у меня было такое ощущение что я вернулся на 20 лет назад. Тогда тоже были толпы на площадях, и в итоге КПСС, колосс, которого боялась половина мира, рухнула за три дня. Конечно, теплилась надежда, что и эти волнения, стотысячная толпа – они изменят как-то ситуацию. Теперь мы знаем, что ничего не произошло. Мне хотелось узнать, что думают об этом люди, которые когда-то, как и я, с восторгом приняли падение советского строя. Как видите, эти люди заметно эволюционировали. Сейчас они считают оппозиционеров "пятой колонной" и уверяют, что нельзя раскачивать лодку», - говорит режиссер.
Чем-то фильм «Бендерлоги» напоминает «Возвращение блудного попугая» - тоже своего рода результат телевизионного зомбирования. Почти такой же смешной, только еще и страшный.
«Только не думайте, - говорит Селиверстов. - что если на частоту «Первого» поставить канал «Дождь», чтобы его аудитория взметнулась до ста миллионов, в стране что-то изменится. Будет лучше лишь в первое время. А потом? Да все пропагандистские передачи на «Первом» делают люди, которые работали на телевидении во времена Ельцина. Такие же люди работают сейчас на маленьких, оппозиционных каналах. Дело-то не в пропаганде, а в самих людях, самой стране. И задача фильма была – показать в том числе этот срез общества.
Впрочем, в 80-е ведь страна показала, что может быть другой. Просто ненадолго хватило. Знаете, я долго искал какое-нибудь документальное кино про события 87-91 годов: знал, что художественных фильмов снято не было. А мне не хватало собственных воспоминаний. И нашел, вы не поверите, французский эротический фильм, где действие происходит в Москве в конце 80-х. Конечно, там на основном плане два главных героя, но иногда они выходят на улицу, а на улице – толпы. Одной панорамы такого митинга мне было достаточно».
Героям фильма «Бандерлоги» тоже свойственно мечтать о любви. Вот молодая девушка, бывшая «нашистка», рассказывает, почему она стала ходить на митинги. Потому что хочет найти спутника жизни. Нашисты ее разочаровали: какие-то бессмысленные игрища, какие-то невзрачные ребята, многие даже не студенты, а пэтэушники, а которые студенты – то не из университета, а «из какой-то Лесгафтки или Холодилки». Зато на митинге можно было встретить приличных людей: программистов, архитекторов - что немаловажно, молодых. Сама героиня была не прочь женить на себе как лидера Росмолодежи Якеменко, так и Навального с Удальцовым – жаль, что они женатые, конечно.
Срез общества, о котором говорил режиссер, был бы неполным, если бы не еще один персонаж, который рассуждает о сионистском заговоре, о бардаке, который творится в стране, о том же телезомбировании, об оппозиционерах, которые поголовно дегенераты, достаточно, мол, на их рожи посмотреть, и что партия жуликов и воров на самом деле представляет народ, потому что население – тоже сплошь жулики и воры.
После представления персонажей идет нарезка фотографий конца 2011–начала 2012 годов. Наша Пионерская площадь и их - Болотная. Толпы людей, думающих, что вся Россия хочет и достойна тех свобод, за которые они сейчас борются. Они в меньшинстве - поэтому в фильме им слова почти и не дали.