А начиналось всё так. «Четыре года назад я вступил в добровольную народную дружину, чтобы гулять с друзьями и заодно смотреть за правопорядком, - рассказывает Александр. - А буквально месяц назад я заметил, что и по полицейским сводкам, и по сообщениям людей «ВКонтакте» участилась информация о грабежах, разбое и попытках изнасилования в моем районе. В основном, нападают на женщин, но мужиков, бывает, тоже и бьют, и грабят. Преступники совсем обалдели».
Фото предоставлено Александром Тягуновым
Рейды проходят так. Сначала Александр по своим каналам узнает, где сегодня будут наряды ППС (патрульно-постовой службы). На себя волонтеры берут микрорайоны, не охваченные вниманием правоохранителей. Последние, кстати, время от времени присоединяются к патрульным-общественникам. Собираются активисты – в основном, мужчины, строго старше 18 лет – рядом с одним из торговых центров. Обычно приходит около девяти человек; патруль разбивается на несколько групп – мобильных (на авто) и пеших. К настоящему моменту состоялось 16 рейдов.
«Мы пресекли распитие алкоголя несовершеннолетними на спортплощадке, а также сообщили о факте незаконной продажи спиртного в одной из торговых точек», - подводит предварительные итоги Тягунов. В принципе, добровольные патрульные готовы также помочь в пресечении серьезных преступлений. «По Гражданскому кодексу, если мы увидим грабеж, разбой, попытку изнасилования, то можем до приезда полиции придержать преступника. То есть с точки зрения закона - попросить, поумолять. Естественно, на деле это немного по-другому выглядит, - говорит Александр. – Если гражданин совершает правонарушение – например, распивает спиртное – мы не можем его задерживать. К тому же пьют обычно компаниями по 4-5 человек, они могут и по голове надавать. Мы просто сообщаем по 02 о правонарушении».
Только дурак не хочет спокойно жить в своем районе.
У активистов есть методика: как опознать потенциальных преступников. «Это лица мужского пола, одетые небрежно, они могут стоять одиноко около парадных, с потерянным взглядом. Человек не входит в дом – просто жмется. Мы подходим к нему и общаемся: спрашиваем, зачем стоит, кого ждет, в какую квартиру пришел. Если не может ответить – становится ясно, что он «пасет» какую-нибудь бабушку».
Еще одна инициатива активиста – установка камер видеонаблюдения в «медвежьих углах» Красногвардейского района. Сейчас Александр собирает адреса, по которым сами жители хотят видеть око «Большого Брата». «По итогам я сделаю адресную программу с интерактивной картой. В каждой библиотеке района положу подписные листы для жителей. Собранные подписи я направлю в ГУ МВД: попрошу внести адреса в программу установки камер видеонаблюдения в городе. Также отправлю предложение в районную администрацию и в Смольный».
Сакраментальный вопрос: зачем он это делает? Какова корысть? Деньги за свою деятельность Александр не получает; в муниципальные депутаты выдвигаться не собирается. «Рядом с адресами на Наставников, где было больше всего грабежей, живет моя бабушка. Она ходит в один из банков, возле которых были громкие случаи нападений на пенсионеров, - объясняет Тягунов. - Только дурак не хочет спокойно жить в своем районе».
Братья и сёстры
Похожая мотивация – у петербуржца Дениса Шотикова, основателя движения «Брат за сестру» (мужчины-волонтеры провожают женщин, вынужденных добираться до дома темными опасными переулками).
Сейчас в Петербурге «волонтерят» более 30 человек, все – проверенные люди: возраст – от 18 до 50+, это и студенты, и бизнесмены – люди разных занятий и разного образа жизни. Расстановку сил по городу можно посмотреть на специальной карте.
Еженедельно поступает около 20 заявок, есть постоянные «клиентки»: женщины, живущие в опасных микрорайонах и вынужденные поздно возвращаться с работы.
В последнее время за помощью к «братьям» стали обращаться жертвы домашнего насилия. «Женщины зачастую просто не верят в полицию, - поясняет Денис. – Обращаются с разными историями: у кого-то муж-алкоголик, бьет; кто-то развелся – и бывший муж преследует».
Сейчас на базе движения формируется также «Отряд сестер»: сами женщины кооперируются, чтобы присмотреть за ребенком соседки или оказать психологическую поддержку той, что оказалась в беде.
На этой неделе пройдет координационная встреча «братьев» и «сестер».
«Печалит положение в стране, когда совершается масса преступлений по отношению к женщинам и детям, - поясняет Денис. - Я хочу сделать что-то для построения нормального общества».